Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 05.10.2019 во всех областях
-
3 баллаА.И.Осипов никогда и не настаивал на справедливости ереси апокатастасиса в оригеновском смысле. Он прямо опровергал это учение Оригена в своих лекциях. Его позиция по этому вопросу: "святые отцы, в том числе и свт. Григорий Нисский, говорят совсем о другом «восстановлении всего» (греч. ἀποκατάστασις πάντον – апоката́стасис па́нтон), то есть спасении всех, нежели Ориген. Они пишут о воскресении тела и вечном спасении всего человека, а не спасении его от тела и возвращении в состояние чистого духа, как мыслил Ориген" (https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/stati/o-nashem-ofitsialnom-bogoslovii-po-povodu-neofitsialnogo-zaklyucheniya-sbbk/) . Примерно то же самое пишет митрополит Иерофей Влахос в книге "Жизнь после смерти", которую Вы, как мне помнится, хорошо охарактеризовали: "Существует еретическое учение о всеобщем восстановлении, которое разделял и Ориген. Это учение было осуждено Церковью. Существует и другое, православное учение о всеобщем восстановлении, которое разделяется святителем Григорием Нисским и преподобным Максимом Исповедником. Согласно православному учению, все люди во время Второго пришествия признают Бога, но не все будут приобщаться Ему. Все воскреснут, но не все будут прославлены. Воскресение Христово – это дар, данный всем. Но вознесение совершится только со святыми. Следовательно, восстановление природы произойдет у всех. Природа, естество всех людей будет вечным, бессмертным. Однако не произойдет восстановления воли, потому что каждый человек в соответствии со своим произволением будет воспринимать Христа." И ещё хотел бы добавить от себя: ад и вечные муки - это не абстрактные категории для схоластических споров. Это то, что относится ко спасению каждого из нас. И рассуждая на эти темы, мне кажется, ошибочна сама постановка такого вопроса: "что будет с грешниками в аду?", "вечно ли они там будут?", "конечны ли будут их муки"? Грешники - это мы и есть, а не какие-то условно-абстрактные люди. И в священном предании мы находим ключ к православной позиции по данному вопросу: 1. "Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это – душевредно (свт. Игнатий Брянчанинов, "Отечник"). Так что применим как адские муки прежде всего к себе. 2. Пимен Великий: "Уверяю вас: куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня" (там же). 3. Мера сапожника, которой, по словам Господа, ещё не достиг Антоний Великий": "Все спасутся, один я погибну". 4. Ответ Господа прп. Силуану Афонскому: "Держи ум твой во аде и не отчаивайся". По-моему, это исчерпывающее учение об аде, геенне и вечных муках, которые надо знать православному христианину. //Возражения у меня не к тому, что бы крёстные воцерковлялись, а к ложной идеи Осипова о необязательности Крещения младенцев// Речь у Осипова идет не о необязательности, а об условиях крещения. Крещение не должно превращаться в кощунство. Кстати, вот ещё отрывок из книги митр.Иерофея, вполне в духе Осипова (читай православия): "Поэтому православное богословие не учит тому, что говорит богословие западное, что человек якобы наследует вину первородного греха. Потому что мы верим, что человек в своем рождении обладает чистым умом, что ум его пребывает в просвещении, и это согласно с естеством. Наследство первородного греха, как мы уже говорили в предыдущей главе, заключается в том, что тело наследует тленность и смертность, что с прошествием времени, с взрослением ребенка и развитием страстей помрачает умную часть души. Действительно, разросшиеся страсти, связанные с тленностью и смертностью, и окружающий мрак помрачают у детей умную часть души. Конечно, существует проблема: что происходит в святом Крещении? То есть если младенцы обладают чистым умом, пребывающим в просвещении, и совершают умную молитву, то зачем мы их крестим? Ответ, как видно из всего святоотеческого предания, заключается в следующем: в святом Крещении мы не освобождаемся от вины первородного греха, а прививаемся к Телу Христа, к Церкви, и приобретаем возможность победить смерть. Таким мы переживаем крещение младенцев. Мы крестим их, чтобы они стали членами Церкви, членами Тела Христова, преодолели смерть и победили кожаные ризы тления и мертвенности. Чтобы по мере взросления, когда ум их будет помрачаться страстями и окружающим мраком, они имели возможность во Христе победить смерть, преодолеть страсти и снова соделать чистой умную часть души." Если участвует - ключевая фраза. А может ведь и не участвовать. Предоставим Господу судить, кого в рай, кого в ад. В упомянутой книге митрополита Иерофея говорится об этом не столь категорично: "Поскольку момент этот весьма важен, то да будет мне позволено привести слова самого святителя Григория Нисского, касающиеся чистоты младенческих душ: «Младенец же, не искушенный злом, не имея никакого недуга душевных очей, который бы препятствовал приобщению света, живет по естеству. У него нет нужды в очищении для приобретения здравия, поскольку в начале он в душе не принял болезни». Ум младенца чист, не болен и отличается здоровьем и своим естественным состоянием. Поэтому у младенца нет никаких препятствий к приобщению божественного Света." Андрей, пелагианство (ересь Целестия) говорило, в частности, что человек не наследует первородный грех и рожден смертным не из-за греха, а по естеству. Этого Осипов и не утверждает. Он выступает не против крещения младенцев и не за отсутствие необходимости их крещения (что есть ересь, конечно), а против отношения к таинству как к магии, каковое отношение на самом деле есть хула на Святого Духа. Андрей, дорогой брат! согласен с Вами. Но кривотолки будут всегда. Вспомните, что о говорили о Спасителе, об апостолах, вообще о христианах. Давайте же сами стараться не увеличивать эти самые кривотолки!
-
2 баллаЭта тема давно назревала, особенно это актуально в наше время, во время информационной войны так сказать, виртуального пространства, форумов, соцсетей и т.д. Здесь считаю особенно эта страсть дает о себе знать. О страсти тщеславия написано много трудов у святых отцов, давайте порассуждаем и мы. Надо только присмотреться и разобраться в себе. Может и мы заражены, и пора исправляться? Страсть тщеславия очень хитрая ловушка лукавого. Вспомним патерики. Когда даже подвижники-аскеты, проведя много лет в подвигах, изнурении плоти, поста, молитвы, спания на досках и земле, молчании, в один миг теряли все добродетели от страсти тщеславия. Начну с проповеди святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Андреевском ставропигиальном монастыре. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В течение Великого поста каждый христианин, сознательно и ответственно относящийся к своей духовной жизни, призван многое узнать и открыть в самом себе. И происходит это тогда, когда мы встаем на путь самопознания, когда каждый день пытаемся разобраться в движениях своей души, в причинах тех или иных мыслей, слов или поступков. А в центре внимания человека, пытающегося понять самого себя, должны быть не добродетели, совершаемые им, а недостатки и грехи. Вот почему святые отцы уделяют такое большое внимание объяснению почти каждого греха, которым страдают люди. И очень значительное место уделяется, в том числе, тем грехам, которые в нашей повседневной жизни большинством людей таковыми не считаются. Более того, многие не знают, что та или иная склонность, тот или иной стиль поведения являются грехом. Так что же такое тщеславие? Святитель Василий Великий говорит так: тщеславный человек — это тот, кто говорит и делает нечто только ради человеческой славы. Обращая внимание на распространение этого греха среди монашествующих и вообще среди людей церковных, святитель говорит о том, что тщеславие — это есть ничто иное, как деяние не во имя любви к Богу, а во имя человеческой хвалы. Да, действительно, в церковных кругах иногда даже сам пост, строгая дисциплина поста, образ жизни вдруг превращается в предмет тщеславия. И нередко люди, вовлекаемые в эту греховную стихию, даже не представляют себе, что речь идет не о чистом подвиге ради Господа, а о тщеславии, творимом, по словам святителя Василия, ради похвалы человеческой. К тщеславию склонны в первую очередь люди способные, одаренные, успешные, сильные, в том числе в духовной жизни. Максим Исповедник удивительно точно подметил, что сильные люди, способные отражать плотские искушения, уязвляются тщеславием. Сталкиваясь лицом к лицу с плотским искушением, человек проявляет мужество и твердость, принципиальность, верность своему призванию и не поддается на это искушение. Но тонкий яд тщеславия проникает в душу или, как говорит тот же Василий Великий, тонко прикасается к сознанию, разрушая чистоту намерений и действий. А каков же результат тщеславия? Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Патриархия.ru 26 февраля 2015 г.
-
2 баллаИз услышанного в лекциях лично мною, мне показалось, что А.И. Осипов настаивает на том, чтобы действия были подчинены достижению целей крещения. Человек должен полноценно влиться в Церковь. Больше ничего. Все остальное,- просто обсуждение того, как достичь этого наилучшим образом, и задача родителей ответственно отнестись к этому процессу. Если они полагают, что покрестив ребенка в младенчестве, они и крестные родители захотят и смогут сделать все от них зависящее, чтобы это таинство не осталось формальностью и ребенок в итоге не только не отпал от Церкви, но наоборот, стал истинным Рабом Божьим. Потому что если этого не произойдет, то и они, и ребенок впадают в еще один тяжкий грех, даже не понимая этого. Если же родители и крестные не уверены, что смогут это сделать или не хотят этого делать, или не полагаются на промысел Божий, как многие люди сейчас, в наш век упадка веры, то ВОЗМОЖНО будет лучше сделать это в возрасте, когда ребенок сможет осознанно сделать это сам. Из своего опыта скажу, что я был крещен, будучи по убеждениям буддистом, в 98м году, когда мне было 36. А реально к Богу пришел спустя 17 лет, в 2015м. Хорошо ли и промыслительно и душеспасительно ли так было для меня? Не сомневаюсь в этом. Всеблагий Господь сделал все возможное, чтобы спасти мою окаянную душу. На все воля Божия.
-
2 баллаНет, не передёргивание: я привел прямую цитату и Ваш ответ. И адские муки - это ведь не абстракция, а участь конкретных людей. Так что это, в сущности, один и тот же вопрос - невозможно рассуждать об адских муках, вынося за скобки человека. Да нет, не ересь, а всего лишь следование учению святых отцов; например, Максим Исповедник говорит: "А чистой от закона греха (Рим. 7:23,25; 8:2) [Бог Слова] соделывает природу [человеческую] посредством того, что не попустил, чтобы Воплощению Его ради нас предшествовало плотское наслаждение. Ибо зачатие Его невероятным образом было бессеменным, а рождение Его сверхъестественным образом было нетленным, так как родившийся Бог самим рождением [Своим] укрепил [в недрах] Матери [Своей] узы девства, превзойдя естество. И всю природу [человеческую], в лице желающих этого и подражающих Его добровольной смерти через умерщвление земных членов своих (Кол. 3:5), Он освободил от власти господствующего [над ним] закона [греха]. Ибо таинство спасения [дано для] добровольно жаждущих его, а не для насильно привлекаемых". https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/tvorenija-prepodobnogo-maksima-ispovednika-kniga-i-bogoslovskie-i-asketicheskie-traktaty/6. Это всего лишь спор об определениях - в богословских трудах и в трудах святых отцов термин "прародительский грех" может иметь различное смысловое наполнение: "Единодушно признавая существование наследственной греховности во всем человеческом роде, свв. отцы не пытались создать стройную «теорию первородного греха», в их творениях не встречаются и попытки дать точное определение этого понятия...самым в догматическом богословии термин «первородный грех» употребляется в двух значениях. Иногда, например в учении о действительности и всеобщности этого греха, данный термин используется в широком смысле как обозначающий наследственное греховное состояние в его полном объеме. Однако в собственном смысле под первородным грехом понимают тот аспект наследственной греховности, от которого человек освобождается в таинстве крещения" (https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/8_3_6) Не знаю. Таинство ведь. А у Вас есть возражения против того, что родители и восприемники должны быть воцерковленными людьми? Прародительский грех передается, поэтому и умирают - речь ведь шла, насколько я помню, об умерших младенцах, которые, говоря словами отцов "хотя и не запечатлены, однако же и не худы". Григорий Богослов, Слово 40: "Возразят: «Пусть все это справедливо будет в рассуждении ищущих Крещения. Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их?» – Непременно, если близится опасность. Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством этому служит восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном смысле было некоторой печатью и совершалось над неполучившими еще употребления разума, а также помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения. Причина же этому следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство(потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста), однако же оградиться им Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей. Итак, святитель Григорий ясно дает учение о крещении младенцев (только обращается-то он к воцерковленным людям! - это же слово - проповедь на Святое Крещение): 1) лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным 2) лучше крестить детей, когда они могут хоть что-то отвечать и запечатлевать в уме 3) за грехи неведения детей не взыскивается по причине их возраста ("А последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания" - Григорий Богослов, там же). Вот в этом смысле и надо понимать безгрешность младенцев. И Осипов примерно так же говорит вслед за отцами. Только аудитория у него другая, поэтому и акценты приходится расставлять.
-
1 баллЮрий, относительно1го псалма приведу пример: я иду по улице мимо игрового автомата, в котором незнакомый мне человек выигрывает крупную сумму денег и счастливый уходит в ближайший магазин за водкой. Увидев это, я возгораюсь желанием сделать что-то хорошее для своей семьи, например купить лекарства больной матери, а для этого-то всего лишь надо закинуть деньги в автомат. Был ли я на совете нечестивых? Конечно был, хоть и не знаком с тем человеком и даже с ним не общался. Дальше я беру монетку и забрасываю ее в автомат. Встал ли я на путь грешных? Конечно встал, хоть и не ради водки я все это делаю, а без сомнения, с благими намерениями. Не обязательно это траактовать для ситуаций, когда кто-то приходит к нам с целью извратить учение Христа. Люди приносят соблазны в мир просто своими дейстивиями, не обязательно направленными конкретно на какого-то определенного человека Виктор, я думаю Юрий ответил Вам вместо меня даже лучше, чем это смог бы сделать я.
-
1 баллНасколько я понял, Виктор трактует слова апостола, положенные в начале темы, и слова первого псалма исключительно в смысле духовной борьбы: Но все-таки апостол ведь явно говорит: "Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе" (1 Кор.5:11). Любить и приветствовать - это разное. А касательно 2Ин 1:10-11 я согласен с Александром: "не приветствовать" здесь лучше понимать как "не иде на совет нечестивых", то есть не соглашаться с нечестивыми делами. Ведь апостольское слово начинается "Кто приходит к вам и не приносит сего учения...". Куда приходит? очевидно в христианскую общину. С чем приходит? С ересью. Зачем приходит? чтобы соблазнить, как чуть выше говорит: "Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист." (2Ин 7)
-
1 баллПростите меня ради Бога. Для спасения души это важно.Но не только это. Коротко Библия: Люби Бога, люби людей. Вы изучаете догматику, считаете себя православным, но.... при этом позволяете себе неуважительно относится к людям, насмехаться над людьми. Вы позволяете даже юмор ниже пояса по отношению к немолодому мужчине. А ведь КАЖДЫЙ человек из 7,6 миллиардов человек на Земле - любим Господом нашим. Не можете любить - уважайте. Даже заблудшего! КАЖДЫЙ человек дорог для Господа нашего. Никакими уловками и ухищрениями Вы не посеете ненависть в моем сердце к рабу Божьему Владимиру Головину. У меня в сердце только сострадание и любовь по отношению к этому человеку. Мне не благословили и запретили слушать его выступления после извержения из сана. А вот что касается его ранних проповедей - они помогли мне начать по-другому относиться к людям. С Божией помощью я поняла, что должна относиться к людям так, как мне хотелось бы, чтобы относились ко мне. Кто посеял в Вашем сердце ненависть к заблудшим людям? Где в Евангелии сказано о том, что какого-то человека разрешено ненавидеть? Можно пож. точную цитату? Ведь заблудшие люди - это люди. Это чьи-то дети. Это создания Бога нашего. Вы меня тоже считаете еретиком? Из-за моей любви к рабу Божьему Владимиру Головину. Что касается насмешек в мою сторону - мне не больно. Я испытываю к Вам сочувствие и сострадание. Я понимаю, что никто так не страдает от Ваших насмешек, как ВЫ САМИ. Если бы господин Дворкин и о.Новопашин с уважением и сочувствием к оступившемуся человеку, указали рабу Божьему Владимиру Головину на его ошибки, не было бы такой реакции людей. Люди (и я в их числе) были удивлены тем, что православные люди позволили себе оскорбительное, насмешническое и неуважительное отношение к человеку. И (!) нашли себе оправдалки - дескать все мы люди, все ошибаемся. И даже - ну что Вы хотите? Да, мы были раздражены. Не сдержались, обозвали. Обозвали? Извинитесь! Признайте СВОИ ошибки - вот как делает православный человек. Вот ТУТ - были правы. В вот ТУТ - были неправы, каемся. И (!) этим положили начало целому губительному движению православных людей, которые считают себя вправе отзываться непочтительно и грубо о людях, которых считают грешнее себя. Простите меня ради Бога.
-
1 баллОчень интересный труд о страсти тщеславия у прот. Сергия Филимонова Страсть тщеславия и борьба с ней Из проповедей протоиерея Сергия Филимонова: страсть тщеславия и борьба с ней. Описание страсти тщеславия и ее проявлений. По определению святых отцов тщеславие – это славолюбие, стремление быть известным. Страсти тщеславия и гордости очень близки друг к другу, но есть между ними и различие. Что же такое тщеславие? Как распознать его в себе? Как с ним бороться? Господу дороги все люди, ни один не лучше всех иных в Его очах. Что нам говорит по этому поводу Господь? Вспомним слова Священного Писания: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). Господь ненавидит, когда человек превозносится над другими людьми, потому что мы все созданы пред Богом равными, Он нас любит в равной степени. Разумеется, есть избранные сосуды Божии, которые являются орудиями Господними в этом мире. Но когда человек думает, что Господь любит его больше других, он тем самым погрешает против Него, потому что Господь милостив к каждому человеку. Все дороги Ему, и самого последнего, как мы считаем, грешника или богоотступника Он так же любит, как человека праведного, а может быть даже больше. Вспомним притчу о ста овцах, когда девяносто девять оставались рядом с пастырем, а одна потерялась. Девяносто девять овец пастырь оставил, а одну заблудшую овечку пошел искать! Так она была ему дорога. И когда обрел потерянную, он ее обнимал, и целовал, и на плечики себе поднял. Это случается нередко и в нашем земном мире. Часто бывает, что когда в семье трое-четверо детей, больной гораздо более любим, чем здоровые, и мать с отцом дарят ему больше любви и сострадания. Мера Божией любви нам непонятна. Мы не знаем, как Господь подходит к тому или иному человеку. Но должны понимать, что Господь нас всех любит и приемлет в равной степени. Когда же мы начинаем превозноситься, то тем самым оскорбляем величие Божие. Помните сыновей Зеведеевых? Они хотели сесть по правую и левую руку от Господа нашего Иисуса Христа и просили Его о том: «Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня [зависит], но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 27, 37–45). Слава Христова приходит через страдание, через смирение, через терпение, через самопожертвование, через самоуничижение. И вы должны, дорогие мои, понимать, что не дано нам – никому из нас – сесть ни по правую, ни по левую руку от Господа. А вот чашу, которую Он пил, и нам всем, если мы христиане, придется пить и проходить в своей земной жизни все, что проходил Господь наш Иисус Христос. Без этого невозможно понять Его страдание, без этого невозможно очистить свою душу и уневестить ее Небесному Жениху, невозможно стяжать Царствие Небесное. Тщеславие паразитирует на добродетелях. Тщеславие – этап дьявольской прелести. Негодование на ближнего – тоже проявление тщеславия. Как отсекать тщеславные помыслы. Чем больше человек возрастает духовно, тем сильнее повреждение от беса тщеславия. Лечение страсти тщеславия. Как поступать, когда тебя хвалят и благодарят. Как поступать, когда тебя ругают. К поруганию и бесчестью следует относиться с терпением и смирением и принимать их с благодарностью, как удобрение, навоз, без которого земля вашей души не даст добрых всходов. «Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия, средина – отсечение всех мысленных приражений тщеславия; а конец (если только есть конец в бездне) – без смущения при других делать то, что служит к бесчестию», – советует святой Иоанн Лествичник [1]. Бежать суеты человеческой в тайноделание. Избегать пустословия. Маслом для разжигания этой страсти является наш язык. Священное Писание нам говорит, что «язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его» (Притч. 18:7). То есть что на сердце у глупого человека, то он и разбалтывает. Это неразделимо связано с тщеславием. Человек тщеславный многословен, празднословен, смешлив, пустословен, часто безудержно, много и громко смеется, громко говорит, вызывает внимание к себе, выказывает себя теми или иными поступками. Если человек спорлив, это тоже симптом тщеславия. При пустословии не избежишь греха. Тот, кто много пустословит, неизбежно будет поражен страстью тщеславия, и даже не будет видеть, как тщеславные помыслы подобно птичьим стаям, летят в его ум. Поэтому человек, который хочет погубить в себе тщеславие, должен стараться обуздывать свой язык, контролировать его и в сообществе других людей стараться быть более молчаливым, нежели говорливым. И если в какой-то то момент вы замечаете за собой, как вдруг слова потоком полились из вашего рта, это значит, что где-то вы пропустили тщеславный помысел и стараетесь добиться своего, выказать свое мнение. Всегда дождитесь, когда вас спросят когда ваше мнение действительно будет востребовано. Тогда вы должны его высказать и на этом замолчать. Святые отцы говорят, что мы должны лишь один или два раза высказываться по какому-либо поводу, да и то, когда нас спросят. А после второго раза замолкать и больше не продолжать. Почему? Потому что, настаивая на своем, мы длим в сердце явление тщеславия. И если мы продолжим дальше, то мы вызовем гнев в другом человеке, который слушает нас. Вот почему святые отцы учат: до двух раз говори, а после этого замолкай, береги уста свои и не позволяй себе многословить. Видеть свою духовную и физическую меру. Человек должен учиться довольствоваться тем, что есть, видеть свою меру духовную и меру физическую. Очень часто тщеславные движения ума и сердца, приводят к тому, что человек впадает в некое разгорячение. Вы должны ясно понимать, какова ваша умственная мера, каковы духовная, душевная, физическая. Очень интересно об этом рассуждает святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он говорит, что не следует роптать на долгое богослужение. Оно потребно, дабы соразмериться с желудками прихожан. Желудок есть сердце, а пища есть богослужение и молитва. И у каждого желудок разный. А поскольку у нынешнего поколения желудки очень маленькие, мы и предлагаем очень небольшое богослужение. А вот у монаха желудок большой, крепкий, и разумейте, как долго может он молиться, поститься и делать все остальное. Уныние – оборотная сторона тщеславия. Нередко возникает такая вилка: либо впасть в тщеславие от победы над грехом, либо в уныние и печаль от того, что не удается побороть его. Я слышу это на исповеди: «Опять все те же самые грехи. Опять нападения. Опять я не могу противостоять им». О чем это говорит? О том, что у вас есть злой навык, сформировавшийся за тридцать, сорок лет жизни. Смиренно принимать свою меру. Видя себя такими, какие вы есть, без прикрас, вы приходите в смиренное о себе помышление, соглашаетесь принять правду о своей мере: «Вот мой костыль, и большего я соделать не сумею, как ни старайся». А когда начинаете рваться, смотря на других или зная устав Церкви, что в вас гнездится в этот момент? Тщеславие. То есть вы начинаете поступать несоразмерно тому, что собой представляете. Я очень и очень прошу вас – старайтесь в каждом своем деле, на каждом шагу внимательнейшим образом следить за своими помыслами, и тут же отшелушивать всю эту греховную шелуху, ни в коем случае не принимать помыслы. Тщеславные помыслы нужно исповедать. В заключение скажу вам последнее. Тщеславные помыслы менее затрагивают вас, чем, нас, священнослужителей. Мы все уже на опыте убедились, что такое пропустить тщеславный помысел. Буквально в течение суток-двух следует падение, происходят ошибки, меняется внутренние состояние. Неисповеданный тщеславный помысел неизбежно приводит к падению человека. Неизбежно. Оставив его в себе, вы очень скоро перестанете себя узнавать. Поэтому если вы не успели отсечь тщеславный помысел, пропустили его, увлеклись им, в этом надо тотчас же покаяться: «Господи, прости меня грешного, что я приписал это себе, что я это себе позволил, что я это пропустил и сочетал со своим сердцем». Затем нужно принести это на исповедь духовнику. Это следует делать постоянно. При этом святой Нил Синайский советует проявлять осторожность в отношении следующего: «Когда приносишь усердное покаяние в грехах, тогда демоны, возвеличивая твои покаянные подвиги, умаляют грехи и нередко прикрывают их забвением или наводят на мысль, что они прощены, чтоб, ослабив труды, не почитал ты более нужным горько оплакивать свои падения». Так что и при покаянии искренном, глубоком и регулярном все же следует оставаться начеку! Борьба со страстью должна длиться всю жизнь. Поблажки себе на духовном пути – разрушительная вещь. Именно демон тщеславия хочет остановить твое излечение и преображение, успокаивая предыдущими трудами, постами и заслугами. Но если у тебя хроническое заболевание – оно было и вчера, и будет сегодня и завтра. И если ты принимал лекарства вчера, а все они имеют свой срок действия, это не значит, что их не надо принимать сегодня. Ибо, если не будут они приняты вовремя, болезнь может возобновиться с прежнею силою. Точно так же, если ты вкушал пищу вчера – это не значит, что не будешь нуждаться в ней завтра, и не надо трудиться, чтобы заработать средства для пропитания. Именно так необходимо опалять то, что враг нам подсовывает к нашей погибели, сохранять в чистоте свой ум и сердце. И тогда, быть может, хотя бы одно из сотни дел, которые вы совершите в этой земной жизни, примет Господь. Хотя бы одно из сотни. И это уже будет слава Тебе, Господи! Борьба со страстью тщеславия на основе святоотеческого учения. Вступление. Множество мирских профессий основано исключительно на тщеславии, на превозношении одних над другими. В мире господствует дух превосходства, дух гордости житейской. Многие успехи в делах и жизни люди приписывают не Богу, а себе. Желание добиться славы, стать известным, выделиться среди других, тесно связано с житейским благополучием и получением разного рода временных благ. Мерой успешности, результата в этой жизни для многих людей служит мера их известности и высота занимаемой должности. Однако страсть эта паразитирует не только на пороке гордости, но и на добродетелях, которые стремится обрести христианин в миру. Что такое тщеславие. «Славолюбие – душевный недуг, лукавая страсть» . «Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия – разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать. Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна и отвсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждой, и статностью, и походкой, и голосом, и работой, и бдениями, и постами, и молитвой, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием – и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причинять внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре» [3]. «Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, муравей на гумне жизни, который хотя мал, однако всегда готов похищать труды и плоды наших подвигов. Тщеславный человек есть идолослужитель. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям. Простые сердцем не очень подвержены отравлению сим ядом; ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство» [4]. Проявление (симптомы) болезни. «Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна; ибо он то и другое делает для похвалы человеческой. Когда бес тщеславия видит, что подвижник приобрел хоть малое умирение сердца; тотчас побуждает его идти в мир, говоря: «иди на спасение погибающих душ». Тщеславие побуждает легкомысленных при посторонних облекаться в смирение и в поступках своих, в лице и голосе показывать благоговение; за трапезою оно заставляет заметно воздерживаться; на псалмопении ленивых делает ревностными и безголосых доброгласными. Тщеславие любит торжественно являться на седалище многословия; молчание же уст упраздняет тщеславие. Действие (patogenesis) страсти. «Все другие страсти, будучи преодолеваемы, увядают и, будучи побеждаемы, с каждым днем становятся все слабее, также под влиянием места или времени истощаются они и стихают; или всячески, по причине их раздора с противоположными им добродетелями, удобнее бывает предостерегаться от них и избегать их. Но эта, будучи поражена, с большим ожесточением восстает на брань, и когда почитается испустившею дух, чрез смерть свою делается еще более живою, здоровою и мощною. Прочие страсти тиранствуют только над теми, которых победили в борьбе; а эта победителей своих еще ожесточеннее теснит, и чем сильнее была поражена, тем чрезмернее борет помыслом возношения по случаю победы над собою. В том особенно и видится тонкая хитрость врага, что по его козням воин Христов падает от собственных стрел, после того как сам он не мог его победить своими вражескими оружиями. Поблажки себе на духовном пути – разрушительная вещь. Именно демон тщеславия хочет остановить твое излечение и преображение, успокаивая предыдущими трудами, постами и заслугами. Но если у тебя хроническое заболевание – оно было и вчера, и будет сегодня и завтра. И если ты принимал лекарства вчера, а все они имеют свой срок действия, это не значит, что их не надо принимать сегодня. Ибо, если не будут они приняты вовремя, болезнь может возобновиться с прежнею силою. Точно так же, если ты вкушал пищу вчера – это не значит, что не будешь нуждаться в ней завтра, и не надо трудиться, чтобы заработать средства для пропитания. Падшие духи стремятся увлечь человека горячностью, превышением меры его физических и душевных сил, чтобы сломать его или зажечь стремление к суетной славе, извратив направление подвига. Тогда происходит не служение Христу, не обожение человека, а подмена: служение себе, создание человекобога. Помощь в преодолении этого искушения – желание пребывать безвестным при жизни и после смерти, пренебрежение славой человеческой. «Бывает, что… <бесы> усыпляют разжжение плоти и выводят изнутри нечистые помыслы с хитрым намерением, чтоб подвизающийся подумал, что строгостью своей жизни совсем победил дух блуда, что сердце его очистилось и стало близко к святости святых – и он взошел на самый верх святости. Такого нередко заставляют они рассказывать самому себе о своих подвигах: я сделал то и то, так и так подвизался и истомлял себя, не давая ему; однако ж, прибавлять при сем: не я, но благодать, яже во мне. Не позволяют же они ему исповедывать Бога помощником в том, чем хвалиться его заставляют, чтобы он, яко собственными трудами совершивший все в своих подвигах, и хвалу за то всю присваивал себе – и чрез такое невоздавание славы Богу погряз в глубину богохульства, несмысленно величая Тщеславие на страстях, человекоугодничество. «Льстец есть слуга бесов, руководитель гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути. Блажащии вас льстят вы, и cmonы ног ваших возмущают, – говорит пророк (Ис. 3:12). Тщеславие предпочитаемых делает гордыми и в презираемых посевает памятозлобие. Тщеславие весьма удобно прививается к естественным дарованиям и чрез них нередко низвергает в пагубу несчастных рабов своих. Однажды видел я, как бес тщеславия прогнал брата своего, беса ярости. Один брат рассердился на другого; но пришли миряне, и он вдруг стих, перепродав себя тщеславию; ибо не мог зараз работать обоим сим господам. Тщеславие, паразитирующее на добродетелях. Особенностью страсти является то, что она паразитирует на добродетелях. И чем больше у человека появляется желания делать добро и самих добрых дел, тем сильнее и тоньше примешивается к ним тщеславие. Хочешь проверить не из тщеславия ли совершаешь ты свои поступки – углубись в сердце и разберись в себе. Отвечаю тебе, если здрав умом, ты определенно разберешься, что двигало тобой в подвиге и что возгревало его. Не печалься, если обнаружишь, что в основании его было замешано тщеславие. Если приглядишься, то увидишь, что большинство твоих подвигов спаяно с ним. Не печалься – отсеки присвоение себе и все верни Богу, Он ждет этого от тебя. Покайся в этом и все верни Богу, воздай хвалу Ему за все труды твои и будь осторожен наперед: одним глазом во время совершения дел своих смотри на дела, другим глазом – на сердце, не шевелится ли в нем сия змия, не строятся ли дела на тщеславии, не сопровождаются ли тщеславием – и сразу отсекай больные ветки и вырезай гниль. Не заметишь вовремя, проявишь пренебрежение – сгниет весь плод. И ты, наставник, хочешь ли проверить духовных чад своих? Оставь их без похвал на время, поставь в условия труда без славы – увидишь, что двигало ими. Лечение страсти тщеславия. Борьба с похвалой. «Это еще не добродетель – быть обесчещену и не чувствовать сего; но вот добродетель – чувствовать сие и переносить ради благочестия. Ибо сказано: поносим ленивый не усрамляется (Притч. 20:4). Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, и обретешь благодать у Господа. Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и Господь воздаст тебе явно. Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись сему; но дивись тому, кто возненавидел земную славу. Смотри, чтоб, желая себе излишней чести, не лечь тебе на себя бесчестия; в подлинном смысле честь человеку – делать все по Богу; великое же бесчестие – преступать заповеди. Не старайся показывать себя искусным во всяком деле, чтоб не впасть тебе в тщеславие, которое приводит к славолюбию, гневу и печали. Более всего старайся сделать себя простым и во всем ровным. Не хвались, величаясь краснословием, но возвещай лучше учение из опыта людей простых и некнижных, чтобы стать тебе учеником Христовых апостолов; а хвалиться внешнею мудростью запрещено, особенно христианам. Хваляйся же о Гocnoдe да хвалится (2Кор. 10:17). Не хваляй себе сей искусен (2Кор. 10:18). А ты прежде испытай дела свои, действительно ли проводил жизнь достодолжно; как величаешь себя, – победил ли Основные святоотеческие правила излечения от страсти тщеславия. 1) Бегай суетной славы человеческой: сам никогда не стремись прославиться, а желай безвестности. 2) Бойся показывать труды свои. Учись тайноделанию, чтобы никто из людей не знал их. 3) Учись скрывать свои подвиги и добродетели, никому кроме духовника не раскрывай их. 4) Береги язык свой: меньше рассказывай о своей духовной внутренней жизни, а то и вовсе не говори. 5) Старайся сделать себя простым и во всем равным другим. 6) Ничего доброго не присваивай себе, но Единому Богу. 7) В начале и во время всякого дела выверяй – не смешалось ли оно с тщеславием и, обнаружив его, сразу же отсекай оное и проси прощения у Бога. 8) Учись довольствоваться тем, что есть. Смиряйся, видя свою немощь, ограниченные физические и духовные силы. Знай свою меру. Не стремись к тому, что не по силам. Источник https://azbyka.ru/strast-tshheslaviya-i-borba-s-nej
-
1 балл
-
1 баллИменно что передёргивание. Вопрос как раз в ереси апокатастасиса, которую, кстати, мы с вами уже обсуждали, а не в осуждении какого-либо человека. Святые говорили здесь об обожении нашей повреждённой грехом природе при Воплощении, а не о прародительском грехе отступления от Бога. Ещё раз, этот грех Христос исцелил не Своим Рождением от Непорочного Зачатия, а Крёстной Жертвой. Во-первых, надеюсь, у нас с вами не спор, а культурное богословское обсуждение. Во-вторых, речь именно о прародительском грехе как причине отступления человека от Бога, а не следствиях этого отступления. И Осипов эту причину игнорирует. Не знаете? Странно. Так Таинство проводит священник и совершает Бог. И раз ребёнок в Таинстве участвует, пусть и пока неосознанно, то Таинство над ним действительно независимо от воцерковления его крёстных. Возражения у меня не к тому, что бы крёстные воцерковлялись, а к ложной идеи Осипова о необязательности Крещения младенцев. Так вот именно. Умершие младенцы, которые не были крещены, хоть и не имеют личных грехов, но наследуют прародительский, отлучающий их от Бога в вечности. В аду тоже обителей много, и их участь будет без мучений, но вне единства с Богом по Его промыслу. Против этого первоочередного пункта Осипов и выступал (выступает сейчас?). Что является упомянутой мной в теме ересью Целестия, которая соборно анафематствована. P.S. Юрий, по-братски скажу вам: ваши рассуждения о том, что Осипова неправильно поняли и оклеветали, несостоятельны по простой причине того, что он ведь профессор богословия и ОБЯЗАН преподавать православную догматику ясно, чётко и однозначно, что бы любые кривотолки были попросту невозможны.
-
1 баллАндрей, а богословская комиссия, по сути, разбирала письмо "обвинителей" и рассматривала то, на что они ссылались. Подробного разбора взглядов А.И.Осипова нет. Так же, как у обвинителей - отрывочные цитаты. Я посмотрел Ваш разбор и он меня не слишком убедил в справедливости обвинений. Например, Вы пишете: "Говоря, что в Евхаристии мы причащаемся "хлеба, соединённого с Божеством", проф. Осипов хулит Великое Таинство, упустив, что в этой же книге было сказано чуть ранее: "Хлеб и вино суть не образ тела и крови Христовой (да не будет!), но само обожествленное тело Господа, так как Сам Господь сказал: «сие есть» не образ тела, но тело Мое, и не образ крови, но «кровь Моя»." В первом абзаце Вы делаете некорректный вывод (по крайне мере, так читается из Вашего текста), что слова "хлеб, соединенный с Божеством" (цитата из Иоанна Дамаскина) у Осипова означают, что хлеб и вино понимаются им, как образ плоти и крови Христа. Однако в действительности мысль А.И.Осипова здесь другая: так же как во Христе человеческое тело, оставаясь человеческим по природе, неразрывно соединено с Божеством и является телом Христа, так и в Причастии Хлеб и Вино становятся подлинно телом Христа потому что соединены с Его Божеством. При этом само вещество, как набор молекул, не изменяется, что соответствует учению Церкви, выраженном отцами, которых цитирует А.И.Осипов: прп. Макарий Великий: «Но мы не должны, братья, мыслить это телесно и вещественно, как многие ученики, слыша слово это, соблазнились, говоря: Как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин. 6, 52). Ведь истинная плоть жизни, которую вкушают христиане, и кровь, которую пьют, есть Слово Его и Дух Святой, и [Он] вселяется [и обитает] в хлебе Евхаристии, и освящает [его] силой духовной, и [хлеб] становится Телом и Кровью Христовой»[. Прп. Иоанн Дамаскин: «Он сочетал с ними Своё Божество и сделал их Своими Телом и Кровью, чтобы с помощью обычного и естественного мы оказались в сверхъестественном»[28]. «Хлеб общения – не простой хлеб, но соединённый с Божеством»[29]. Свт. Григорий Палама: «Сей хлеб является как бы некоей завесой скрытого внутри Божества»[30]. «Он (Господь) посредством сего хлеба даровал нам соединение с Ним»[31]. Прп. Симеон Новый Богослов: «Если ядущие Его Плоть и пиющие Его Кровь имеют жизнь вечную… мы же, вкушая их, не чувствуем, что в нас происходит что-то большее, чем [при вкушении] чувственной пищи, и не принимаем в сознании иную жизнь, значит, мы приобщились простого хлеба, а не одновременно Бога»[32]. «Смотри, – говорит о Святых Дарах византийский экзегет Евфимий Зигабен, – как из естественных они становятся сверхъестественными. Естественны вкушение предлагаемого хлеба и питие вина, а сверхъестественны их действенность и сила»[33]. Свт. Иоанн Златоуст в послании к Кесарию: «Как хлеб, прежде нежели освятится, мы называем хлебом; когда же Божественная благодать освятит его чрез посредство священника, то он уже не называется хлебом, но достойно называется Телом Господним, хотя естество хлеба – фисис (fЪsij) - в нем остается, и не двумя телами, но одним Телом Сына мы называем его, так и здесь, по внедрении Божественного естества в тело, то и другое вместе составили одного Сына, одно Лицо, при нераздельности в то же время неслитно познаваемое – не в одном только естестве, но в двух совершенных» Далее Вы пишете: Пресуществление (преложение) — это изменение (наитием Святого Духа) сущности хлеба и вина в обоженную Плоть и Кровь Христа, а не "обожение хлеба и вина" и не изменение (прости, Господи!) "вещества хлеба и вина в вещество Плоти и Крови". Но ведь именно это А.И.Осипов и утверждает, понимая под сущностью не вещество, о чем я написал выше, а Божество.
-
1 баллЯ много слушал лекции А.И.Осипова и, читая претензии к его "богословским воззрениям", вижу, что за таковые очень часто принимают какие-то фразы, вырванные из контекста. Чтобы судить о действительных воззрениях, следовало бы попросить А.И.Осипова ответить на конкретные вопросы и анализировать ответы. А этого, насколько я знаю, никто не делал. Обвинители просто приводят какие-то цитаты из каких-то лекций, а что в целом в этой лекции? Комиссия тоже не попросила у А.И.Осипова разъяснений. Так что он сам был вынужден дать такие разъяснения пост-фактум (https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/stati/o-nashem-ofitsialnom-bogoslovii-po-povodu-neofitsialnogo-zaklyucheniya-sbbk/), на которые официальной реакции не последовало.
-
1 баллАндрей, это не соответствует действительности. Вот заключение синодальной комиссии: http://apokrisis.ru/eresi/35-otvet-na-pismo-v-patriarkhiyu. Никаких признаний суждений А.И.Осипова ересью нет. Процитирую заключительные слова: "В то же время комиссия обращает внимание уважаемого профессора на необходимость более сбалансированного освещения указанных выше тем. Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, «во что верили всегда, повсюду и все» (св. Викентий Леринский), а при наличии разных подходов в святоотеческом предании — освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения." По-моему, эта тема уже какое-то время назад обсуждалась. Зачем повторять?
-
1 баллДело в том, что я очень давно не слушал А.И Осипова, и новостей про него тоже не знаю. Знаю,что он до сих пор преподает и учит наших пастырей, которые потом нас учат на приходах. Лично я пока не дорос до обличения или рассуждения о таких вещах. Но ты сказал выше что он несет ересь, стало быть поставил в один ряд с еретиками. А вот это опасно. Один Бог судия праведный, там все станет явным. И кому больше дано, с того больше спросится.
-
1 баллЛена, в любом поисковике, в планшете наберите: "форум Оптиной пустыни", потом зайдите на форум и сделайте закладку. И потом в любое время зайдете на форум. А с него уже можно зайти и на главную страницу сайта. С главной страницы сейчас невозможно войти на форум.