На берегу реки 1 409 Опубликовано: 27 декабря, 2019 (изменено) 36 минут назад, *"* сказал: Можно ещё сказать: нарушения дОгматов нет в быстром чтении)). Или есть? Что вообще говорится о богослужении в храме? Служим мы Господу или нет? Или мы друг другу читаем тексты, но при этом почему-то говорим: Отче наш. А если служим Господу, то почему так торопимся? Или это сплошное искушение для чтецов и прихожан... Догматы всегда говорят только о Боге, о Его Сущности (Природе). Поэтому они единственно незыблемая часть Предания (ну и Писание, хотя там вдруг открываются корректные переводы, смыслы), определяемая только Соборно, и обязательная для понимания и принятия всеми членами Церкви. Текущие вопросы церковной жизни в основном определяют каноны, которые тоже подстраиваются под людей, место и время. Правила для человека, а не человек для правил. Такие вещи меняются, как и чинопоследование таинств, разного рода молитвенные правила о прочее. Скорость чтения вообще регламентируют отец-настоятель и навыки чтеца. А почему часто так не благолепно получается? Куча факторов. Русская Церковь находится в стадии возрождения после длинной тотальной разрухи, мы все время это забываем. Мы все, и миряне, и священники, и епископы, только заново учимся быть Церковью. Еще несколько десятков лет назад вообще было никак, мерзость запустения и гонения на государственном уровне. Слава Богу за все! Изменено 27 декабря, 2019 пользователем На берегу реки 4 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
МАРГАРИТКА 2 110 Опубликовано: 27 декабря, 2019 12 минут назад, На берегу реки сказал: Скорость чтения вообще регламентируют отец-настоятель и навыки чтеца. А почему часто так не благолепно получается? Куча факторов. Русская Церковь находится в стадии возрождения после длинной тотальной разрухи, мы все время это забываем. Мы все, и миряне, и священники, и епископы, только заново учимся быть Церковью. Еще несколько десятков лет назад вообще было никак, мерзость запустения и гонения на государственном уровне. Слава Богу за все! И ритм жизни не тот,что был раньше. Сейчас какой-то век скоростей и технологий 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Георгий. 1 431 Опубликовано: 27 декабря, 2019 (изменено) 5 часов назад, Юрий Кур сказал: Какие знаки препинания в ЦСЯ? Там же всё слитно должно писаться, без пробелов; да ещё в два этажа! Это уже модернизм какой-то Наверно, я не совсем понял, думал, что речь идет о знание русского языка 5 часов назад, МАРГАРИТКА сказал: Георгий,самое главное,чтобы смысл написанного был понятен для всех. А то получится как в сказке: "Казнить помиловать нельзя". ) В моем случае все может быть, и смешно и горько 2 часа назад, На берегу реки сказал: Георгий, я там все необходимые знаки препинания уже расставил, даже не надо напрягаться, осталось только прочитать правильно Не совсем сообразил о чем шла речь, думал, о знаниях русского языка, а речь о ЦС Изменено 27 декабря, 2019 пользователем Георгий. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sibiryak 5 250 Опубликовано: 27 декабря, 2019 1 час назад, На берегу реки сказал: Скорость чтения вообще регламентируют отец-настоятель и навыки чтеца Я с этим соглашусь. Бывал в разных храмах, как и в монастырях. Встречал в некоторых храмах, просто удивительно неторопливую службу и очень внятное чтение. А почему удивительно, потому, что привыкли на скорострелы обычно. Потом узнавал от прихожан, что это настоятель очень строго к благолепию службы относится. 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Olqa 13 242 Опубликовано: 27 декабря, 2019 1 час назад, На берегу реки сказал: Догматы всегда говорят только о Боге, о Его Сущности (Природе). Поэтому они единственно незыблемая часть Предания (ну и Писание, хотя там вдруг открываются корректные переводы, смыслы), определяемая только Соборно, и обязательная для понимания и принятия всеми членами Церкви. Текущие вопросы церковной жизни в основном определяют каноны, которые тоже подстраиваются под людей, место и время. Правила для человека, а не человек для правил. Такие вещи меняются, как и чинопоследование таинств, разного рода молитвенные правила о прочее. Скорость чтения вообще регламентируют отец-настоятель и навыки чтеца. А почему часто так не благолепно получается? Куча факторов. Русская Церковь находится в стадии возрождения после длинной тотальной разрухи, мы все время это забываем. Мы все, и миряне, и священники, и епископы, только заново учимся быть Церковью. Еще несколько десятков лет назад вообще было никак, мерзость запустения и гонения на государственном уровне. Слава Богу за все! Кому-то приходит в голову ответ на многие вопросы вещать "о непротиворечии догматам". (( А отец Настоятель может принимать как есть, почти любое чтение. Потому что вопрос может быть поставлен: или так или вообще никак - некому. Чтец может вдруг сам не понимая почему менять интонацию, западать на "о" или наоборот, может начать пропадать голос, хрипеть...А может по-другому. Если юнный - подневольно старается быстрее закончить чтение - страх, смущение и пр (если особенно лицом к прихожанам). Поэтому надо в Оптину периодически)). Молитва перед Причастием еще смирением таким сопровождается у отцов и как Инна написала присутствует. Слава Богу за все! Про мерзость запустения несколько десятков лет не знаю. Троице-Сергиева Лавра была, Псково-Печерский, храмы. Помню молитвенное пение всем переполненным храмом. Мне хотелось слушать и слушать. Через много много лет узнала, что так пели "Символ веры". Может от впечатлительности так получается, но в современное время не слышала такого пения...)) 1 час назад, На берегу реки сказал: Они всегда обособленно от власти жили, традиция не прерывалась. Мы сейчас у них перенимаем что-то (в основном практика), что то восстанавливается по источникам (теория). Вообще сейчас несколько школ всерьез занимаются восстановлением традиции чтения, есть хорошие преподаватели, есть много учащихся. Думаю лет через десять чтение в храмах будет заметно лучше. Дело даже не в том как благословляют, просто есть такое ошибочное мнение, что если ты читаешь быстро - значит хорошо читаешь. Это конечно полная ерунда, суть чтения в том чтобы тебя поняли, что раскрыть поэтичность и красоту ЦСЯ и самого текста. Идеальное чтение это не скорость, а правильные смысловые акценты, хорошая артикуляция и произношение всех звуков как написано в книге, а не как обычно "звучит". При хорошей подготовке чтеца все в храме будут понимать о чем идет речь (потому что современный русский очень похож на ЦСЯ). Если что-то невнятное балаболят - значит просто стараются замылить неумения скоростью. Так к сожалению сейчас почти везде. Можно ещё сказать: нарушения дОгматов нет в быстром чтении)). Или есть? Что вообще говорится о богослужении в храме? Служим мы Господу или нет? Или мы друг другу читаем тексты, но при этом почему-то говорим: Отче наш. А если служим Господу, то почему так торопимся? Или это сплошное искушение для чтецов и прихожан... 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Юрий Кур 3 260 Опубликовано: 27 декабря, 2019 2 часа назад, *"* сказал: Или мы друг другу читаем тексты, но при этом почему-то говорим: Отче наш. А если служим Господу, то почему так торопимся? У нас в храме регулярно появляются новые чтецы, и подчас такие, что читают, можно сказать, по слогам. Сейчас, кстати, как-то это выправляется. Но всё-равно, что ж тут сделаешь? Зато есть возможность потерпеть. Да ведь и по жизни все с разной скоростью говорят. Помню в детстве как к бабушке приедет родня с Украины, так я первые два-три слова разберу, а дальше всё сливается... 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
р.Б.Валентина 1 259 Опубликовано: 27 декабря, 2019 44 минуты назад, Юрий Кур сказал: Помню в детстве как к бабушке приедет родня с Украины, так я первые два-три слова разберу, а дальше всё сливается... 1 час назад, *"* сказал: А если служим Господу, то почему так торопимся? В недавней беседе оптинской о. Назарий рассказывал, как в один храм пришёл новый настоятель. И вот панихида, а хор тра-та-та-та-та..... Так настоятель потом быстро присек, сказав: "у вас тут что кадриль что ль или панихида?" 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Roza 816 Опубликовано: 27 декабря, 2019 У нас в храме - опытный чтец, но иногда настоятель благословляет читать мальчикам пономарям Шестопсалмие, Апостола, Часы, Бывает при отсутствии чтеца, ребята читают всё. Наш настоятель частенько выходит на клирос сам и на Всенощной читает канон, любит он это дело, заметила по другому воспринимается чтение. В прошлом году, на Всенощную Престольного праздника, к нам вместо правящего митрополита, приехал архиепископ, настоятель монастыря. Так вот, он поверг всех в шок, когда скромненько так, вышел на клирос и стал читать праздничный канон, наши пономари до сих пор с умилением вспоминают ту Службу. А прихожанам какая радость. А вот на днях прочитала на страничке у проректора семинарии , как он радовался тому что, сподобился читать на Всенощной канон преподобному Кукше, на кануне дня памяти преподобного. Любят наши отцы такое чтение на клиросе, наверное вспоминают свою молодость и начало церковного послушания . 4 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Olqa 13 242 Опубликовано: 27 декабря, 2019 (изменено) А в былые времена наставляли так: "...Не забывайте, что мы клирики, собираемся во святой храм не для того, чтобы как-нибудь в один дух отгудеть без всякого понятия положенные молитвы, псалмы и песнопения, да и считать свое дело оконченным и себя чистыми. Нет, собираемся мы, а с нами собирается и народ, общество, на великое и святое дело молитвы общественной. Поэтому молиться прежде всего должны мы первостоящие в церкви: священнослужители, чтецы и певцы. Истинная же молитва состоит в том, чтобы вместе с устами читающими или поющими молитву, возносить ум и сердце к Богу так, чтобы живо сознавать и чувствовать; что беседуем мы с Господом Вседержителем и пред Ним изливаем свою душу, обуреваемую житейскими попечениями, скорбьми и грехами. Но как часто забываем мы, что во святом храме работаем Богу и работаем Ему не за себя и для себя одних, но и для стоящего с нами народа, читаем и поем от лица всего народа. А забывая это, как часто и очень часто так торопимся мы, так читаем и поем, что ничего кроме одного гудения, нельзя разобрать. Так ли работать Господеви? Это ли молитва? Такая небрежная молитва не только не приятна Господу, но и прогневляет Его, и потому наша небрежность ведет нас к гибели. Вот что о такой молитве говорит Господь словами пророка Исаии: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня" (Матф.15, 8 - 9). Если же мы первостоящие будем обращаться к Богу только устами и почитать Его только языком, а сердце наше будет далеко от Него, то, посудите сами, чему может выучиться от нас меньшая братия? Не соблазняем ли мы такою молитвою народ? Не отталкиваем ли мы его такою небрежною молитвою и от себя и от святого храма. Горе нам, если мы забываем, что работаем Богу и дело Божие творим с небрежением и соблазном для меньших братий! Апостол Павел говорит нам: не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Галат. 6, 7); а пророк Иеремия говорит: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (48, 10). Но Господь долготерпеливый и многомилостивый да избавит нас от тяжкого ответа пред судом Его праведным, да вразумит и да поможет нам работать Ему со страхом и свято дело во храме святом Его творить с благоговением на спасение себя и людей. Чтобы достигнуть этого, вы чтецы и певцы, ради Христа, за нас пострадавшего, помните и с любовью к делу Божию исполняйте следующее: 1) Читай и пой внятно и не спешно; главное - не торопись, читая святые молитвы! Кто тебя гонит? Куда ты спешишь? Или тебе жалко несколько минут или час посвятить на усердную, разумную и сердечную молитву ко Господу? Вразумись, не гневи Господа, не унижай молитвы, не соблазняй народ и не торопись. 2) Читай так, чтобы, прежде всего ты сам понимал, что читаешь, и чтобы читаемые молитвы, каноны и псалмы так проникали в твое сердце, чтобы ты сам молился не устами и языком только. 3) Читая апостол, отнюдь не должно чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь тщеславием. Это должно помнить и певцам, потому что для всех вообще клиросных крайне опасна страсть тщеславия (Еп. Игнатий). После себя не забывай народа, стоящего во святом храме; читай так, чтобы тебя понял и народ, чтобы и он вместе с тобою, первостоящим в храме, едиными усты и единым сердцем молился и прославлял Господа: для этого-то и собираемся мы во святой храм. 4) Если ты плохо читаешь, то не ленись (дома) в кельи чаще упражняться в чтении Евангелия, Апостола и Псалтири и других божественных книг, так чтобы при богослужении ты всегда мог читать с благоговением, свободно, ясно и всем понятно. 5) Когда читает другой и ошибается, то не поправляй его громко и во время службы, чем отвлекаешь внимание людей в сторону от молитвы, а замечай сам и после службы скажи ему наедине. 6) Плохим чтецам, во избежание соблазна, лучше всего не давать читать до тех пор, пока они дома не выучатся хорошо с благоговением читать. 7) Церковь земное небо. Стоящий в ней должен стоять с благоговением, чинно подобно святым Ангелам. Во время службы не кашлять и не сморкать громко на всю церковь, не разговаривать, а тем более смеха не творить; ибо если вы, чтецы и певцы, заведете на клиросе беседу, смех и всякий шум, то как будет молиться народ, который собрался молиться вместе с вами? 8) Если во время богослужения придется с чем-либо пройти по церкви, то не торопись, не толкай народ, а главное: не стучи подборами на всю церковь, а иди тихо, смирно и с благоговением, чтобы от тебя и люди выучились, как ходить по церкви во время богослужения и как стоять в ней. 9) Старайся и петь Господу разумно и от чистого сердца, так чтобы твое пение, проникая в сердца людей, располагало и их к молитве. Пой так, чтобы можно было понять слова; не торопись. 10) Читай и пой с одинаковым благоговением и усердием всегда: и когда много народа в храме, и когда мало, и когда никого не бывает, кроме служащего и пономаря, помни, что работаешь ты Богу, а не людям: людей ты псалмами и песньми духовными только призываешь к Богу и научаешь их жить по божьему, а когда людей в будние дни нет, то ты и за них работай Господеви со страхом. 11) Вообще в церкви Божией должно сохранять всевозможное благоговение и порядок как для славы Божией, так для собственной душевной пользы и для душевной пользы предстоящего народа, который благоговением иноков назидается, а неблагоговением смущается, соблазняется и повреждается. (Еп. Игнатий) 12) Добрых, послушных, любящих дело Божие и усердных чтецов и певцов да благословит Господь и да поможет им стать лучшими, чтобы сподобились они услышать от Господа сии вожделенные слова: добрый и верный раб, войди в радость Господа твоего (Матф. 25, 21), а нерадивые и ленивые не забывайте слова пророка Иеремии (48, 10); поэтому не губите себя, не соблазняйте народа, исправьтесь и творите дело Божие со страхом и благоговением (Церк Ведом. 1891 г. № 32 "О церковном чтении и пении" см. Церк. Вед. № 3 и 1890 г. № 7). Инок Даниил Русский Инок № 05, Мapт 1911 г. Изменено 28 декабря, 2019 пользователем *"* 3 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
р.Б.Валентина 1 259 Опубликовано: 27 декабря, 2019 8 минут назад, *"* сказал: Читая апостол, отнюдь не должно чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь тщеславием Так и о.Лост Шип говорил про чтение Священного Писания, что это Слово Божие, оно не нуждается в костылях. А ведь бывают чтецы как начнут выводить эмоциональность - прям сценка... У нас на приходе очень хороший чтец. Каждое слово отточено, громко, всем слышно. Помню, как-то уже первый час дочитывает и в конце перед Слава и ныне, так глубоко выдохнул и вдохнул для последнего рывка... Как, видимо, уже легкие его выдохлись за Всенощную. Слава Богу за таких чтецов. А выходит из храма - обычный молодой мужчина, с рюкзаком да в куртке. А в храме уже нет, тут он до последнего слова выворачивает себя, тут уже не просто парень с рюкзачком. Это ли не молитва Господу!?!!!! 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
МАРГАРИТКА 2 110 Опубликовано: 28 декабря, 2019 (изменено) В 27.12.2019 в 12:31, Andrei-47 сказал: Тогда предложу другое. Присоединяйтесь! (©, "Тот самый Мюнхгаузен") Я бы с радостью. Тем более тема Догматики очень важная. Но к большому моему стыду сложновато для моего восприятия. И богословская терминология,и философские мысли...А тема серьезная. Чтобы принимать участие или спорить, нужно иметь какие-то знания. Своими нелепыми вопросами доставать как-то неловко. Мы проходили и нравственное богословие,и догматическое,и литургическое. Но заочное обучение,есть заочное.Всё, конечно,в ускоренном темпе... Поэтому и написала выше,считая себя ...недостойной-участвовать в подобных темах). Вы молодцы,ребята!Терпения и сил вам в защите Православия! Изменено 28 декабря, 2019 пользователем МАРГАРИТКА 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Olqa 13 242 Опубликовано: 2 января, 2020 Архимандрит Андрей (Конанос) "Когда Христос станет для тебя всем" Мне позвонил мужчина и спросил, можно ли ему причащаться, если на днях он повздорил с друзьями из-за некоторых церковных вопросов. Звонивший сообщил, что приятели с ним никак не соглашались. И это его разозлило. Я ответил ему: ― Чадо, что такое ты говоришь? Разве я не просил тебя не спорить об этом? Нельзя ругаться ради Христа и выходить из себя, убеждая другого. Оставь людей в покое. Знай: что бы ты ни сказал о Христе, как бы тебе ни ответили — никто не сможет избежать Его. Ты найдешь Христа, Он тебя найдет. Будешь искать Его, мучимый своей проблемой, — и Он найдет тебя. К кому придешь, если не к Нему? Разве не так? Не нужно ругаться ради Господа. И не говори много о своей вере. Не распространяйся. Я тоже не хочу этого делать; признаюсь, я отягчаюсь от того, что говорю так много о Нем. Важно жить по законам Божиим, жить во Христе. Ведь Христос пришел, дабы мы могли наполнить Им нашу жизнь, жили Им, Им наслаждались. Его целью было стать «жизнью нашей жизни», телом нашего тела, кровью нашей крови. Мы должны войти в Его дух до такой степени, чтобы Христос принял нас. И вот после этого мы вправе говорить о Нем. А мы лишь рассуждаем о Нем, не живя Им. И докатились до того, что только разглагольствуем, не имея опыта Христа... Очень простое обращение духовника к вопрошающему. Полностью есть на Азбуке.ру для чтения и в аудио-формате. 1 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Георгий. 1 431 Опубликовано: 23 февраля, 2020 ПРИМЕЧАНИЕ Братия и сестры, а так же гости нашего форума, начало Великого Поста с 2_го Марта по 18_ое Апреля включает в себя и пост в общение, имею виду не полное его отсутствие, а полное воздержание от искушений в общение. Для этого и создана Андреем данная тема "Постное общение". По окончании Великого Поста, милости прошу в мой раздел "Скоромное общение". И снова напоминаю, что начало ВП с 2_го Марта по 18_ое Апреля вкл., а с 13_го Апреля по 19_ое Апреля особо быть внимательными к себе, так, как на эти дни выпадает Страстная Седмица. Так что, с 2_го Марта переходим в раздел Андрея "Постное общение" для общения по темам не нарушающий ПОСТ, проведем же Великий Пост достойно! К модераторам форума, просьба, прикрепить тему Андрея рядом с моей темой "Скоромное общение", так как, во время любого поста будь это среда или пятница, другие четыре поста, все должно соответствовать времени и месту, и эти разделы будут способствовать порядку. Да не нужно будет искать их, они будут рядом в одном разделе прикреплены на форуме. Благодарю за понимание! 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
МАРГАРИТКА 2 110 Опубликовано: 23 февраля, 2020 Очень много прикрепленных тем. Порой просто теряешься среди такого многообразия..) 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Георгий. 1 431 Опубликовано: 23 февраля, 2020 2 часа назад, МАРГАРИТКА сказал: Очень много прикрепленных тем. Порой просто теряешься среди такого многообразия..) Значит, авторы в этих темах делают акцент не зря. Как и в моем предложение делаю акцент на прикрепленных темах в которых имеется одно отличие: общение в пост, и тогда, когда поста нет, и это логично. Тем более, напоминание этих разделов регулируют стиль и монеру общения, так что, считаю, это правильно. 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мано 2 735 Опубликовано: 28 февраля, 2020 «Кто хочет спастись, тот от всего сердца должен считать себя пред Богом за грешника, самого грешного из людей, хуже всякого создания Божия, вменять себя за прах и пепел и в тайне сердца своего укорять себя за все, и винить только себя одного во всяком согрешении своем. Исполняя таким образом в смирении сердца все заповеди Евангельские, часто молясь Богу с сокрушением сердца о прощении грехов своих, человек сподобляется милости Божией и прощения грехов, и посещает его благодать Божия, и спасается он милостью Божиею несомненно». преп.Паисий (Величковский) 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Юрий Кур 3 260 Опубликовано: 2 марта, 2020 Кота в нашем храме отцы спросили, готов ли он к посту. Кот почувствовал подвох: 2 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Георгий. 1 431 Опубликовано: 2 марта, 2020 (изменено) 1 час назад, Юрий Кур сказал: Кота в нашем храме отцы спросили, готов ли он к посту. Кот почувствовал подвох: В Пост да еще в Великий конечно, не смеются, но, все же шутка в зачет. Ну, и в продолжение тематики, в пост Господь говорил, что не нужно быть с кислым лицом, а нужно быть радостным, так что, добрая шутка в пост не помеха. Изменено 2 марта, 2020 пользователем Георгий. 3 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Георгий. 1 431 Опубликовано: 5 марта, 2020 (изменено) Эта молитва так же входит в обязательный порядок чтения, а вернее окончания всей или нескольких кафизм Псалтыри где после каждого прошения в этой молитве обязательно полагать земной поклон. Насколько правильно считать эту молитву главной во время Великого Поста не берусь. Считаю все молитвы идущие от души главными ибо они исходят не от машинального произнесения, а из глубины, нужды в них. Если человек молится механически, эту молитву трудно признать главной, в другом же случае, когда человек молясь, выстрадает каждое слово произнесенное в молитве она становится главной для молящегося, так, как, она идет из недр души нашей. О главной молитве Великого поста Молитва Ефрема Сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания? Господи и Владыко живота моего, дух праздности, многоделания (уныния), любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Вы ничего необычного не заметили в этом варианте знаменитой покаянной молитвы Ефрема Сирина, которая читается Великим постом? Да, действительно, в первом прошении сразу после слов «дух праздности» вместо привычного уныния стоит слово «многоделание». Откуда это новшество? А это вовсе не новшество. Дело в том, что именно так молитва звучит в греческом языке, с которого эту молитву перевели уже на русский: Κύριε και Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς· Знаменитая покаянная молитва была написана в 4 веке по Р.Х. Ее автор, преподобный Ефрем Сирин – один из великих Отцов Церкви, христианский богослов и поэт. Он был сирийцем, и писал соответственно на сирийском языке. Еще при жизни его творения были переведены на греческий язык. И получилось так, что сирийский подлинник его знаменитой великопостной молитвы до нас не дошел, остался только ее греческий перевод. При переводе молитвы на русский язык древнегреческое слово ἡ περιεργία (periergia) – «излишний труд», «многоделание», «чрезмерная деятельность», стоявшее на втором месте в списке грехов, – было заменено унынием. Почему так было сделано, сказать сейчас очень трудно. Но, так или иначе, от этого данный фрагмент молитвы на русском языке приобрел несколько иной смысл. При толкованиях русского варианта молитвы обычно подчеркивается, что стоящая на первом месте грехов праздность неизбежно за собой порождает уныние. Праздность тут понимается как духовный грех, как небрежение собой и своим внутренним миром, как отсутствие духовной работы. Так что есть большая доля правды в пословице «лень – мать всех пороков». Что же касается греческого варианта, то тут получается удивительная симметрия. Первое слово в списке грехов – ἡ ἀργία (argia) – «праздность», «лень» – дословно означает безделье. Оно образовано от отрицательной приставки ἀ—и древнегреческого слова τό ἔργον (ergon) – «дело», «работа», «труд». А второе греческое слово – περιεργία – образовано от того же слова τό ἔργον и приставки περι—со значением «сверх», «чрезмерно». То есть по-гречески первые слова буквально звучат как «не дай мне духа безделья, многоделания…». И получается, что одинаково неправильны как духовная праздность и лень, так и чрезмерное многоделание, когда за круговертью забот и суетой сует, второстепенных и незначительных дел забывается главное, то самое «единое на потребу». Кстати, неслучайно в русском языке слова «излишество» и «лишение» одного корня. Эти противоположности сходятся в том, что и то и другое означает отсутствие единственно правильного отношения к предмету. Кроме того, в греческом варианте интересно рифменное созвучие «отрицательных духов»: πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς. И еще, очень интересно то, что в своем знаменитом переложении молитвы Ефрема Сирина А.С. Пушкин словно почувствовал, что слово «уныние» тут не совсем аутентично, и с ним можно поиграть. Он объединяет праздность и уныние в «праздность унылую», и так из четырех грехов, перечисляемых в молитве, у Пушкина остается три. Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. 1836 г. Греческий текст молитвы Ефрема Сирина полностью: Κύριε καὶ Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας, καὶ ἀργολογίας μή μοι δῷς. Πνεῦμα δὲ σωφροσύνης[1], ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς, καὶ ἀγάπης χάρισαί μοι τῷ σῷ δούλῳ. Ναί, Κύριε Βασιλεῦ, δώρησαι μοι τοῦ ὁρᾶν τὰ ἐμὰ πταίσματα, καὶ μὴ κατακρίνειν τὸν ἀδελφόν μου, ὅτι εὐλογητὸς εἶ, εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων. Ἀμήν. Автор: Юрий Пущаев Изменено 5 марта, 2020 пользователем Георгий. 1 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Георгий. 1 431 Опубликовано: 5 марта, 2020 (изменено) На мой взгляд эта картина Юлий Клевер. "Иисус, идущий по воде". 1880-е? Открывает чуть ли не фотографический сюжет Евангельского события. Бушующие волны грозят погрузить на дно корабль с учениками Иисуса Христа. Ветер налег на парус грозя вырвать его от мачты. На корабле, явно, было не спокойно, да и кто при таком шторме в малогабаритной лодке может остаться спокойным, явно там было не до спокойствия. При этом на картине видим идущего Иисуса Христа ни мало не тревожащегося как о себе, так, и о тех, кто в лодке. Неверующие.., могут на это сказать, что Ему было все ровно, равнодушен и т.п. Но, так ли это?.. Присмотревшись по ближе к образу Иисуса Христа идущего по бушующему морю, что мы видим?.. Господа равнодушного к бедствию на корабле или, все же, что то иное?.. Не что то иное, а главное, полное отсутствие страха перед стихией, и полная уверенность в том, что не одна душа данная Ему от Бога Отца не погибнет. Далее всмотримся в лик Христа, в Его стать, ни капля морская, ни бушующий ветер не колыхнул ни влас на главе Его, ометы одежд не всколыхнув и не омочив. Легкой поступью и смиренным склонением главы своей, Он, этим уже раскрывает пример без ропотного подчинения и своего рода прообраз будущего распятия. В нем нет страха, ни тени сомнения, а полное подчинение в волю Бога Отца. Почему так решил, если присмотреться к символизму на картине, мы видим солнце уходящие в закат, что подразумевает кончину дня. Солнце на закате освещает небо и море красным заревом символизируя кровь Христа, а сам ореол солнца обрамляет главу Христа виде нимба. Единственное, пока, не смог осмыслить, это то, что выражает слегка склоненный лик Христа? Есть на этот счет мысль, но насколько верно осмыслил не знаю: тут так же присутствует некий символизм. Иисус Христос обращенным в глубины моря, кажется, стоит над всей землей видя настоящее и будущее поколение бушующих народов по всей земле с болью и печалью безмолвно обращаясь к людям: покайтеся, Иду мир судить! Изменено 5 марта, 2020 пользователем Георгий. 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Юрий Кур 3 260 Опубликовано: 6 марта, 2020 8 часов назад, Георгий. сказал: не даждь ми духа уныния или многоделания Хорошее уточнение. Мы традиционно понимаем уныние как расслабление или охлаждение, и забываем, что многоделание часто связано с нежеланием работать Богу (суета) и тоже есть проявление уныния. 3 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Георгий. 1 431 Опубликовано: 6 марта, 2020 7 часов назад, Юрий Кур сказал: (суета) и тоже есть проявление уныния. На своем примере, могу утверждать, что, это не совсем так. Как уныние придавит, то, не то что суета, а в принципе, ни чего делать в таком состояние не мог, так что, суета в моем варианте не совсем одно и то же с унынием, во всяком случае для меня. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Владислав* 2 280 Опубликовано: 28 марта, 2020 5 часов назад, Георгий. сказал: С другой стороны и само ЗЛОПАМЯТСТВО унижает по определению Ницше. Мне, в какой - то мере ближе другое вариант, но и он не лучше первого, презрение. Быть милосердным: об этом говорил всем Иисус Христос, что Ницше об этом же, Надо понимать, что пытаться постичь и понять что либо с помощью Ницше, это то же самое, что запивать мед уксусом. Ницше был не просто враг христианства, он был системным врагом, осознанно и целенаправленно разрушающим христианское мировоззрение. Так же не лишним будет знать, как Ницше закончил свою жизнь. "Борьба с христианством кончилась для Ницше его личным безумием, которое продолжалось более десяти лет. В истории болезни клиники душевнобольных в Базеле имеются такие записи: «23 февраля 1889 г. «В последний раз я был Фридрихом-Вильгельмом IV». 27 апреля. Частые приступы гнева. 18 мая. Довольно часто испускает нечленораздельные крики. 14 июня. Принимает сторожа за Бисмарка. 4 июля. Разбивает стакан, "чтобы забаррикадировать вход в комнату осколками стекла". 9 июля. Прыгает по-козлиному, гримасничает и выпячивает левое плечо. 7 сентября. Почти всегда спит на полу у постели». По поводу записи 23 февраля нужно заметить: Ницше родился 15 октября. Он был назван в честь короля Фридриха Вильгельма IV, потому что родился с ним в один день. За год до начала безумия он закончил книгу «Антихрист», в которой писал: «Христианство называют религией сострадания. Сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила. Состраданием ещё увеличивается и усложняется убыль в силе, наносимая жизни страданием. …Если измерять сострадание ценностью реакций, которые оно обыкновенно вызывает, то опасность его для жизни ещё яснее. Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встаёт на защиту в пользу обездоленных и осуждённых жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрачною и возбуждающею сомнение». Т.е. мало того, что в человеке, итак перемешано добро и зло, и далеко не всегда мы можем различить одно от другого, то ввод в свой понятийный аппарат заведомо чуждых и вредных мыслей и определений, сродни постоянному принятию в себя яда, пусть и малой дозы, но который рано или поздно гарантированно разрушит и убьет человека. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Георгий. 1 431 Опубликовано: 28 марта, 2020 (изменено) 12 часов назад, *Владислав* сказал: Надо понимать, что пытаться постичь и понять что либо с помощью Ницше, это то же самое, что запивать мед уксусом. Речь не о личности Ницше, да и разве он не прав был в этом определении, ведь, достаточно точно он раскрыл суть этого порока. А уж его отношение к вере и Богу, это уже его личное дело. Мне бы со своими пороками разобраться, вернее, в них давно разобрался, а вот как найти силы побороть эту и др. духовные хвори все ни как не выходит. Изменено 28 марта, 2020 пользователем Георгий. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение