Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 23.07.2019 во всех областях

  1. 4 балла
    И ещё. Вот отрывок канона составленного иеромонахом Василием Росляковым. В нем слова, от которых слышно как в пустой комнате слеза на пол упала. И ныне, испытуя нас, глаголеши: не хощете ли и вы отыти? Мы же, яко Петр иногда, зовем Ти: Господи! К кому нам ити? Ты имаши глаголы жизни вечныя, Ты -Христос, Сын Бога Живаго, Ты - Альфа и Омега, начало и конец, Ты - Бог, Царь и Господь, и Твою державу и милосердие славим ныне и присно и во веки веков. Аминь. Милые братья и сестры, просто в каждой ситуации может Господь как раз вас и спрашивает: "Не хочешь ли и ты отойти?" И ещё: Все поступки наши по отношению к ближнему, и добрые и злые, Господь будет судить, как бы они были сделаны относительно Его Самого. (Игнатий Брянчанинов)
  2. 4 балла
    понимание того, что сам себя добровольно лишил вечности с Богом.
  3. 4 балла
    нет, именно милосердно. Нам просто не с чем сравнивать, есть вещи на порядки мучительнее, чем кипение в масле. тут имеется в виду именно Священное Предание. Это те человеческие деяния, которые освящены Святым Духом и которые имеют ту же силу, что и Священное Писание, так как и то и другое богодухновенно. Священное Писание и Священное Предание вместе составляют основу учения православной Церкви.
  4. 3 балла
    Свет, я попробую просто от себя. Ведь что сказал Христос? Не праведников, но грешников пришел спасти. Покайтесь, это еще Предтеча сказал. Судя по всему не раскаявшихся грешников ждут все эти муки. Надо твердо надеяться и уповать. Ведь у Бога больше любви и долготерпения к нам, чем в нас грехов. Нам надо только открыть сердце, "се стою у двери и стучу". Следовательно выход есть у нас, иначе зачем все это было написано? ( я про Евангелие ) Священное писание, это же духом Святым писано, не сказки Андерсона, правильно?. Значит меньше копаться надо почему и зачем. Как говорил иером. Роман ( Матюшин) на сайте Ветрово - копаясь, не закапывайтесь. Сказано в писании будет - значит будет. Лекарства тоже даны. Заповеди, покаяние, добрые дела, Таинства. Короче на самом то деле все проще. Надо начинать, причем быстрее. Ибо день тот никто не знает. В чем застану, в том и судить буду. Писал уже из проповеди одного нашего батюшки. Если откладывать на завтра. Будет и послезавтра. Послезавтра , можно и на потом. А потом -значит вообще никогда). Всем спокойной ночи. Всех наших дорогих сестер с именами Ольга с днем тезоименитства, с именинами Вас!
  5. 3 балла
    Угу. Почему-то никто не идёт вздорить между собой (к примеру) в комментарии в галерею о. Виталия. Наверняка и мысли такой не возникает. А почему? Наверное, из уважения к автору. Так может автора любой темы уважать?!?! Если человек создаёт тему, значит это его тревожит, ему важно наше всестороннее мнение, он ищет подсказок и советов. А получается все наподобие такого: вас позвали в гости, все сели пить чай, а вы включили на планшете футбол о орете оле-оле. Увы.....
  6. 3 балла
    Милые братья и сестры!!!!!! Блаженны милостивые..... Ну хватит ругаться! Зачем вы это делаете на виду в всех? Пишите друг другу в личку, если уж жажда такая кипит. Тема вообще не об этом. Дорогие наши, сделайте шаг друг к другу, заставляя себя сказать "прости брат/сестра". Повздорили, увидели в том самом свои немощи. И довольно ругаться. Как замечательно, что Бог дал ещё одну ситуацию обличить страстные движения. А дальше какой смысл распри продолжать, если вылезло из сердца то, что полезно в себе было увидеть в данный момент жизни? Улыбнитесь, как вы умеете! Протяните руку! Блаженны милостивы.... Простите, что лезу с советами. не переставайте любить
  7. 3 балла
    Да отче, вот именно про такое понимание не раз читал, когда совесть, мрак, будут мучать вечно, что все тебе было дано, но ты не принял, делал по своей воле и так далее. Светлана геенна имеет понимание не только горящей сковородки и червя, это еще и внутренняя сторона мучений. И это действительно очень страшно даже представить. Вот например труд прот. Григоррия Дьяченко https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/tajnaja-zhizn-dushi-posle-telesnoj-smerti/7 "Тайная участь души после телесной смерти". Глава 7. Загробная участь грешников. 4. О внутренних мучениях грешников во аде . Тогда исполнится на них во всей обширности слово апостола: «скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое» (Рим. 2, 9). Воспоминание протекшей жизни, которую так безрассудно погубили они на порочные дела, непрестанные укоры совести за все когда-либо соделанные беззакония, позднее сожаление о том, что не воспользовались богодарованными средствами ко спасению, тягостнейшее сознание, что уже нет возможности покаяться, исправиться и спастись, – все это будет терзать несчастных непрестанно. «Те, – пишет св. Василий Великий, которые делали? зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, сделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти душ их» («Бесед. на пс. XXXIII, 6, в твор. св. отц.» V, 293). Мучения, на которые будут осуждены грешники праведным судом Божиим, слово Божие изображает разными чертами и с разных сторон. Оно упоминает: 1. Об удалении грешников от Бога и их проклятии. «Идите от меня проклятии» (Мф. 25, 41), – скажет им грозный Судия, – «не знаю вас…, отойдите от Меня все делатели неправды.» (Лк. 13, 27; снес. Мф. VII. 21). И это удаление от Бога и проклятие будет для несчастных само по себе величайшим наказанием. «Для имеющего чувство и разум, – замечает св. Иоанн Златоуст – быть отверженным от Бога значит вытерпеть уже геенну» (на Римл. бесед. V, стр. 95 по русс. пер.). «Нестерпима геенна и мучение в ней, впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавиденным быть от Христа и слышать от него: не видя вас, и обвинение, что мы, видя его алчущего, не напитали! Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око его, не могущее взирать на нас» (на «Ев. Матф. бесед. XXIII», т. 1, стр. 495). 2. О том, что грешники будут лишены всех благ царствия небесного, которых удостоятся праведники. Сам Спаситель засвидетельствовал, что, тогда «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8, 11–12; снес. Мф. 22, 13); и, находясь в муках, будут зреть Авраама издалеча и праведников на лоне его (Лк. 16, 23). «Это лишение благ, – рассуждает св. Златоуст, – причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что, если бы и никакая казнь не ожидала согрешающих здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души». И далее: «Многие безрассудные желают только избавиться геенны, но я считаю гораздо мучительнейшим; наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание» («Слов. 1 к Феодору падш.», в Хр. чт. 1844, 1, 370, 375).
  8. 2 балла
    И ещё простые, но глубокие слова Игнатия: "Не унывайте от преткновений, непогрешительность – несбыточная мечта! "
  9. 2 балла
    Если кого обидела - простите меня пожалуйста.
  10. 1 балл
    Точнее, Господь сказал преп. Силуану! Одна мысль, которая пришла в голову. Мы сейчас много говорили о покаянии, особенно Александр хорошо написал из отцов. Но как-то забыли о Любви к Богу. А ведь это первая заповедь. И без этой Любви и покаяние-то какое-то получается своекорыстное - не столько с Богом быть, сколько мучений избежать. А хорошо бы наоборот. Преп. Порфирий Кавсокаливит об этом хорошо говорил (https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/tsvetoslov-sovetov/1_12). Будем же, братья и сестры, возгревать в себе Любовь.
  11. 1 балл
    Света вот посмотри, я не буду ничего цитировать, опять попроще. Но это тоже от отцов. Как слишком большое надеяние, как например, ну согрешу, завтра пойду, покаюсь и все, чистенький, прощен, так и не надеяние на милосердие, человеколюбие, прощение нас - есть грех. Т.е неверие в прощение нам грехов. Что получается, Христос перенес страшнейшие мучения, оплевания, бичевание, издевательства и наконец само распятие, смерть и Воскресение, все это пустое и только для величайших святых подвижников. Значит все это было не ради всех нас. Но Он же сказал, есть у Меня и другие овцы, и их мне надо спасти. А кто эти другие овцы? Это и язычники и все мы вот такие грешники, всякие разные, червяки навозные и такие Ему нужны, Он же за нас червяков и страдал. Правильно мыслишь , что на себя не надеешься. Так и св. Никодим в Брани пишет, только полное отречение себя, своего я, себянадеяние даст плоды единения с Богом. Но нам нельзя быть подобными иудами, нельзя отчаиваться. Держи ум в аду, но не отчаивайся сказал преп. Силуан Афонский. А что это значит. Значит помнить про суд, про муки, ад, но не отчаиваться, а именно надеяться на милосердие Божие, которое выше, больше, сильнее всех наших грехов. Он обязательно простит искренне от сердца покаявшего. Пять слов мытаря, всего пять но от сердца он принял сразу же. Кажется батюшка Амвросий говорил, можно всю жизнь каяться, а можно и за одну секунду покаяться. Твои потуги говоришь в доброделании не покроют грехов. А кто ты такая Света чтобы за Бога решать? Может помнишь из Патерика. Был один монах, всю жизнь провел в монастыре и вот умирая, весь сиял неземным светом. Братия видя это умоляли, скажи нам что ты видишь, почему так весь сияешь? Я брате самого Христа вижу, и Он сказал душу мою заберет к себе. Как же отец он заберет, ты посты не всегда соблюдал, службы пропускал, спал. Я брате за 60 лет в монастыре ни разу вас никого не осудил. За это Христос покрыл мне все мои грехи. И тихо отдал Богу душу. Братия,долго вспоминали и не смогли припомнить чтобы хоть раз тот монах кого осудил. Не отчаивайся сестренка, Бог любит нас больше чем мы думаем. Думаешь ты одна такая,вот плохая, да я может в сто раз похлеще тебя поверь. Стараться жить по заповедям, творить милостыню, даже добрым словом. Падая вставать и идти. Не идти, так ползти, без тормозов, ползти. А св. Иоанн Златоуст сказал—— Бог и намерения целует. Он в один миг может исцелить от любой страсти видя наше рвение. Сегодня получил большую рассылку св.отцов о пользе скорбей. Это наш иммунитет, наша закалка, наше спасение. И терпение скорбей, перенесение искушений, болезней, неудач, все нам для пользы, так мы отрезвляемся, так мы начинаем вопить к Богу, как никогда бы не смогли живя спокойно, и так всю жизнь. Царствие небесное нудится. Не отчаивайся никогда, это погибель. Вот прямо сейчас улыбнись и скажи - СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ! Это тебе рассылка что мне пришла с Елицы. http://us4-usndr.com/ru/web_letter?action=6djaupeoo95g9fn6xuf67ft4ezfxcz6c16484nz9z9zwe5fheknktrmydic4hg3d5bgdz4ypg813mg Держись, с нами Бог! АМИНЬ. P.S Юрий, Льюиса не полезно читать.
  12. 1 балл
    не прекрасно они себя чувствуют, это уж я точно знаю, насмотрелся на таких людей уже... При кажущемся внешнем благополучии, у многих из них буквально уже сил не хватает, чтобы даже просто жить. Что и понятно, так как Бог - единственный источник всех сил. И они чувствуют надвигающуюся смерть, и стараются заглушить это чувство всеми доступными земными удовольствиями. А после смерти и удовольствий не будет, тогда все неизбежно понимают, что Бог есть источник буквально всего, и они сами себя отрезали от этого источника. Остается пустота, муки страстей и совести. По сравнению с этим и адские муки - хоть какое-то, но развлечение. Бог сделал человечеству подарок очень драгоценный, но вместе с тем и опасный - создал их по Своем образу и подобию. Если человек не следует своему богоподобному естеству, как должно, то становится не соответствующим вечности.
  13. 1 балл
    Во-первых, не так уж они себя прекрасно чувствуют. Тошно жить - отсюда и развлечения, психотерапевты, антидепрессанты и пр. И это уже давно так: вспомните Лермонтова: "И жизнь уж нас томит, / Как ровный путь без цели / Как пир на празднике чужом". Но сейчас время покаяния, и Господь дает грешнику время покаяться. А когда явится Правда Божия во всей силе, излиется Благодать, то всё откроется. И кто отверг в душей своей свет и выбрал тьму, тому не куда будет бежать.Отсюда и мучения. Света, мне кажется, что мы просто плохо понимаем, что значит нераскаянный грешник. Наверно, это не просто человек, который согрешил, и забыл или не смог попасть на исповедь. Наверно, это тот, кто по каким-то причинам отверг все возможные пути спасения. То есть это человек, который стер (или почти стер) свою личность ради греха и почти слился с грехом; то есть дошел до того, что стал не жадным, а жадностью; не завистливым, а завистью, не ленивым, а ленью, не равнодушным, а равнодушием и пр. В "Расторжении брака" К.С.Льюиса есть похожий образ - человек-позер, который в конце концов исчез, и осталось одно лишь актерство. И вот для такой почти исчезнувшей личности мучение обжигающей благодати Божией не будет ли единственно возможным способом существовать как собственное "Я"? Хотя бы через боль. И Бог, может быть, даст это благо тем, кто хочет жить, несмотря на то, что почти потерял себя, ибо стремление к жизни - это тоже стремление к Добру. То есть таким людям Бог даст возможность реализовать то единственно доброе, на что они способны. Может быть поэтому отцы называли геенну благом?
  14. 1 балл
  15. 1 балл
    Да укрепит её Господь, даст сил терпеть скорби и болезни. Но наипаче положит на сердце, что должно терпеть.
  16. 1 балл
    Братья и сестры! Прошу ваших молитв о здравии моей бабушки, рабы Божией Анны. Очень она как-то ослабла, а мы все очень боимся её потерять!
  17. 1 балл
    Отец Нил говорил, что после второго пришествия Господь на весь мир изольет свою Благодать. И для тех, кто не вкусил при жизни этой Благодати это будет просто мучение. Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33:9)
  18. 1 балл
    в том числе и смириться, а в общем - не захотел возлюбить Бога и ближних
  19. 1 балл
    Откуда у вас уверенность, что Георгий М что-то там не вынес? И что за домыслы о его понимании? Светлана, зачем сочиняете о чужом душевном состоянии, когда совершенно не знаете этого человека? У Владислава-777 одна крайность отношения к Богу: он "видит" Его только милующим, игнорируя свидетельства Писания о том, что Господь на Суде не принимает к Себе нераскаявшихся грешных. У вас же, похоже, другая крайность — вы "видите" в Боге прежде всего "карателя", отправляющего "на вечные мучения за временные прегрешения". И то, и другое отношение не отражает христианство, потому и беспокоит вас столь долго, а Владислав-777 сразу же раздражается и резко отвечает на все резонные возражения — мира Христова в этих крайностях попросту нет. Обязательно. И исправлять. Ваш взгляд на "вечные мучения за временные прегрешения" является порочным по несложной причине: вы забыли, что человек создан для вечной жизни с Богом, — наша душа вечна, и принятое ей во времени переходит с ней в вечность: "и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах" (Мф. 16:19). Все образы вечных мук в Евангелии представлены нам не для того, чтобы впасть в уныние из-за осознания своей греховности и считать себя обречёнными на них, а наоборот — для пробуждения от этого греховного сна и всецелого обращения к Богу: Он же наш Спаситель и вочеловечился ради нас.
  20. 1 балл
    Как говорила моя бабушка: "Рад бы в рай, да грехи не пускают" Правда, может, умерла она, смиренно, понимая, какая она грешница. Накануне своей скоротечной смерти от разрыва аорты она начала практически исповедоваться соседке о своей жизни.
  21. 1 балл
    Под этим в Символе Веры подразумевается жизнь во Христе, которую жаждут все православные - - рай. У вас явно присутствует подмена понятий об этом.
  22. 1 балл
    "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века" — ответ на такой невроз в Символе Веры.
  23. 1 балл
    Светлана, нам всем чего-то не хватает. Не будем повторять ошибки Хама. Пусть Господь дарует мир душе Вашей бабушке и её молитвами помилует нас.
  24. 1 балл
    Свобода у христиан - это имеется ввиду свобода от греха. А вот то, как поступить в любой ситуации, каждую из которых Бог даёт - ибо Бог Вседержитель - это есть право выбора. Бог дал нам это право, потому, что насильно нас к Себе не тянет. В православии свобода и право выбора это разное.
  25. 1 балл
    Светлана, но ведь даже из примера о Вашей бабушке видно, что для неё Бог был "свой", то есть Некто близкий ей. У кого-то из писателей я читал, что русский человек знает о себе, что он не святой, но он верит, что святость есть. И это и есть Святая Русь... Как у Шмелева: "А нам и знать-то об этом - радость" (по-моему, в "Богомолье"). А строгость жизни соблюдали даже те, кто "попам не верил". Только через поколение уже не передали. Из чего следует, что предыдущие поколения, сохранившие христианский уклад, в целом жили в вере, хотя и простонародной, но в основе - истинной. А Вы все-таки прочтите об этом в книге, которую только что обсуждали (митр. Иерофей Влахос, "Жизнь после смерти"). Там показано, с подтверждениями от отцов, что рай и ад суть восприятия человеком благодати Божией; и праведников она будет освящать и освещать, а грешников - обжигать, потому что они не приняли света. Так что сковородку каждый себе готовит сам. И задача Церкви - подготовить человека к восприятию благодати. Нет. Предание - это то, что принято Церковью как истина.
  26. 1 балл
    Я вот тоже читаю и думаю, все нам сказано и осталось только исполнять. Тянем, я и про себя. Лк.12:22. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: Лк.12:23. душа больше пищи, и тело – одежды. Лк.12:24. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Лк.12:25. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Лк.12:26. Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Лк.12:27. Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Лк.12:28. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Лк.12:29. Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, Лк.12:30. потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; Лк.12:31. наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_53/12
  27. 1 балл
    Вещей, конечно, бояться не стоит. А вот то, что вещи эти - знамения кончины века - об этом стоит задуматься. Я лично вообще не готов, погряз в земле; кроме стыда и упущенных возможностей нечего больше Христу на Суд нести, и для меня эти знамения - к радению в духовной жизни. Думаю для того и дал Бог нам Апокалипсис, чтобы увидев знамения - возрадели к покаянию, укреплялись в вере и отрывались от земли к Небу.
  28. 1 балл
    Да статья замечательная. А подумать даже самим, как же можно сравнивать силу печати Христа с печатью антихриста. И уж тем более с чипиками, паспортиками, циферками, которых так все боятся. Врач вот наш аж на митинги готов идти. Отсюда и начинается боязнь. Надо быть очень внимательными, и придут лжепророки и лжехристы, и будут прельщать ( обманывать ) не верьте, не выходите сказано!
  29. 1 балл
    Евгения, что тут сказать... конечно, по-человечески мы все очень сочувствуем вашему горю. При всем том, одна из основ христианства, это вера в будущую вечную жизнь, вот ей и надо вооружаться. Как бы тут нам ни было хорошо в этой земной жизни, но на самом деле, наша настоящая жизнь начинается не здесь, а после перехода в блаженную вечность с Богом. И каждый из людей рано или поздно туда переходит. За что нам тут роптать на Бога, ведь там будет намного лучше, чем здесь. Бога надо постоянно благодарить, и всю жизнь готовиться к этому переходу, чтобы отойти в вечность в нужном духовном устроении. Господь забирает нас каждого в свое время, и именно тогда, когда человек больше всего готов к этому. Бог несравненно милостивее всех людей, и не мной замечено, что хорошие люди часто попадают на небо быстрее, чем плохие. Господь их раньше забирает, так как они свою жизненную программу уже исполнили насколько могли, пора идти дальше... А онкологические болезни это особый случай. Старец Паисий Афонский называл рак "лифт в рай", потому что человек, как бы он ни проводил эту жизнь, имеет все возможности для спасения души. Есть время покаяться, помолиться, потерпеть и спокойно отойти в вечность. Как оно там дальше будет развиваться, никто не знает. Конечно, и что врачи говорят, тоже надо делать по смирению. Но главное как раз в это время сосредоточиться на молитве, заповедях Божиих, постараться со всеми помириться внешне и внутренне и отдать ситуацию в руки Божии. Вы написали, что назвать вас воцерковленными сложно, поэтому очень важный момент для вас сейчас - обязательно пособороваться, поисповедоваться и причаститься. Маме это жизненно необходимо, и вам очень желательно тоже.
  30. 1 балл
    Отошел ко Господу протоиерей Николай Агафонов 17 июня 2019 года, на 65-м году жизни, после продолжительной болезни скончался протоиерей Николай Агафонов, клирик Петропавловского храма города Самары, известный православный писатель, член Союза писателей России. Отпевание отца Николая будет совершено 19 июня в храме Петра и Павла г.Самары (ул. Буянова, 135 А) по окончании Божественной литургии. Упокой, Господи, душу раба Твоего, новопреставленного протоиерея Николая, и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное! Сколько рассказов написал отец! Души людские как откликались... Протоиерей Николай Агафонов "Молитва алтарника" В Рождественский сочельник после чтения Царских часов протодиакон сетовал: — Что за наваждение в этом году? Ни снежинки. Как подумаю, завтра Рождество, а снега нет, — никакого праздничного настроения. — Правда твоя, — поддакивал ему настоятель собора, — в космос летают, вот небо и издырявили, вся погода перемешалась. То ли зима, то ли еще чего, не поймешь. Алтарник Валерка, внимательно слушавший этот разговор, робко вставил предложение: — А вы бы, отцы честные, помолились, чтобы Господь дал нам снежку немножко. Настоятель и протодиакон с недоумением воззрились на всегда тихого и безмолвного Валерия: с чего это он, мол, осмелел? Тот сразу заробел: — Простите, отцы, это я так просто подумал, — и быстро юркнул в «пономарку». Настоятель повертел ему вслед пальцем у виска. А протодиакон хохотнул: — Ну Валерка чудак, думает, что на небесах, как дом быта: пришел, заказал и получил, что тебе надо. После ухода домой настоятеля и протодиакона Валерка, выйдя из алтаря, направился в собор к иконе Божией Матери «Скоропослушница». С самого раннего детства, сколько он себя помнит, его бабушка всегда стояла здесь и ухаживала за этой иконой во время службы. Протирала ее, чистила подсвечник, стоящий перед ней. Валерка всегда был с бабушкой рядом. Бабушка внука одного дома не оставляла, идет на службу — и его за собой тащит. Валерка рано лишился родителей, и поэтому его воспитывала бабушка. Отец Валерки был законченный алкоголик, избивал частенько свою жену. Бил ее, даже когда была беременна Валеркой. Вот и родился он недоношенный, с явными признаками умственного расстройства. В очередном пьяном угаре Валеркин папа ударил его мать о радиатор головой так сильно, что она отдала Богу душу. Из тюрьмы отец уже не вернулся. Так и остался Валерка на руках у бабушки. Кое-как он окончил восемь классов в спецшколе для умственно отсталых, но главной школой для него были бабушкины молитвы и соборные службы. Бабушка умерла, когда ему исполнилось 19 лет. Настоятель пожалел его — куда он, такой убогий? — и разрешил жить при храме в сторожке, а чтобы хлеб даром не ел, ввел в алтарь подавать кадило. За тихий и боязливый нрав протодиакон дал ему прозвище Трепетная Лань. Так его и называли, посмеиваясь частенько над наивными чудачествами и безтолковостью. Правда, что касается богослужения, безтолковым его назвать было никак нельзя. Что и за чем следует, он знал наизусть лучше некоторых клириков. Протодиакон не раз удивлялся: «Валерка наш — блаженный, в жизни ничего не смыслит, а в уставе прямо дока какой!» Подойдя к иконе «Скоропослушница», Валерий затеплил свечу и установил ее на подсвечник. Служба уже закончилась, и огромный собор был пуст, только две уборщицы намывали полы к вечерней службе. Валерка, встав на колени перед иконой, опасливо оглянулся на них. Одна из уборщиц, увидев, как он ставит свечу, с раздражением сказала другой: — Нюрка, ты посмотри только, опять этот ненормальный подсвечник нам воском зальет, а я ведь только его начистила к вечерней службе! Сколько ему ни говори, чтобы между службами не зажигал свечей, он опять за свое! А староста меня ругать будет, что подсвечник нечищеный. Пойду пугану эту Трепетную Лань. — Да оставь ты парня, пущай молится. — А что, он тут один такой? Мы тоже молимся, когда это положено. Вот начнет батюшка службу, и будем молиться, а сейчас не положено, — и она, не выпуская из рук швабру, направилась в сторону коленопреклоненного алтарника. Вторая, преградив ей дорогу, зашептала: — Да не обижай ты парня, он и так Богом обиженный, я сама потом подсвечник почищу. — Ну, как знаешь, — отжимая тряпку, все еще сердито поглядывая в сторону алтарника, пробурчала уборщица. Валерий, стоя на коленях, тревожно прислушивался к перебранке уборщиц, а когда понял, что беда миновала, достал еще две свечи, поставил их рядом с первой, снова встал на колени: — Прости меня, Пресвятая Богородица, что не вовремя ставлю тебе свечки, но когда идет служба, тут так много свечей стоит, что ты можешь мои не заметить. Тем более они у меня маленькие, по десять копеек. А на большие у меня денег нету и взять-то не знаю где. Тут он неожиданно всхлипнул: — Господи, что же я Тебе говорю неправду. Ведь на самом деле у меня еще семьдесят копеек осталось. Мне сегодня протодиакон рубль подарил: «На, — говорит, — тебе, Валерка, рубль, купи себе на Рождество мороженое крем-брюле, разговейся от души». Я подумал: крем-брюле стоит двадцать восемь копеек, значит, семьдесят две копейки у меня остается и на них я смогу купить Тебе свечи. Валерка наморщил лоб, задумался, подсчитывая про себя что-то. Потом обрадованно сказал: — Тридцать-то копеек я уже истратил, двадцать восемь отложил на мороженое, у меня еще сорок две копейки есть, хочу купить на них четыре свечки и поставить Твоему родившемуся Сыночку. Ведь завтра Рождество. Он, тяжко вздохнув, добавил: — Ты меня прости уж, Пресвятая Богородица. Во время службы около Тебя народу всегда полно, а днем — никого. Я бы всегда с Тобою здесь днем был, да Ты ведь Сама знаешь, в алтаре дел много. И кадило почистить, ковры пропылесосить, и лампадки заправить. Как все переделаю, так сразу к Тебе приду. Он еще раз вздохнул: — С людьми-то мне трудно разговаривать, да и не знаешь, что им сказать, а с Тобой так хорошо, так хорошо! Да и понимаешь Ты лучше всех. Ну, я пойду. И, встав с колен, повеселевший, он пошел в алтарь. Сидя в «пономарке» и начищая кадило, Валерий мечтал, как купит себе после службы мороженое, которое очень любил. «Оно вообще-то большое, это мороженое, — размышлял парень, — на две части его поделить, одну съесть после литургии, а другую — после вечерней». От такой мысли ему стало еще радостнее. Но что-то вспомнив, он нахмурился и, решительно встав, направился опять к иконе «Скоропослушница». Подойдя, он со всей серьезностью сказал: — Я вот о чем подумал, Пресвятая Богородица, отец протодиакон — добрый человек, рубль мне дал, а ведь он на этот рубль сам мог свечей накупить или еще чего-нибудь. Понимаешь, Пресвятая Богородица, он сейчас очень расстроен, что снега нет к Рождеству. Дворник Никифор, тот почему-то, наоборот, радуется, а протодиакон вот расстроен. Хочется ему помочь. Все Тебя о чем-то просят, а мне всегда не о чем просить, просто хочется с Тобой разговаривать. А сегодня хочу попросить за протодиакона, я знаю, Ты и Сама его любишь. Ведь он так красиво поет для Тебя “Царице моя Преблагая…” Валерка закрыл глаза, стал раскачиваться перед иконой в такт вспоминаемого им мотива песнопения. Потом, открыв глаза, зашептал: — Да он сам бы пришел к Тебе попросить, но ему некогда. Ты же знаешь, у него семья, дети. А у меня никого нет, кроме Тебя, конечно, и Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты уж Сама попроси Бога, чтобы Он снежку нам послал. Много нам не надо, так, чтобы к празднику беленько стало, как в храме. Я думаю, что Тебе Бог не откажет, ведь Он Твой Сын. Если бы у меня мама чего попросила, я бы с радостью для нее сделал. Правда, у меня ее нет, все говорят, что я — сирота. Но я-то думаю, что я не сирота. Ведь у меня есть Ты, а Ты — Матерь всем людям, так говорил владыка на проповеди. А он всегда верно говорит. Да я и сам об этом догадывался. Вот попроси у меня чего-нибудь, и я для Тебя обязательно сделаю. Хочешь, я не буду такое дорогое мороженое покупать, а куплю дешевенькое, за девять копеек — молочное. Он побледнел, потупил взор, а потом, подняв взгляд на икону, решительно сказал: — Матерь Божия, скажи Своему Сыну, я совсем не буду мороженое покупать, лишь бы снежок пошел. Ну, пожалуйста. Ты мне не веришь? Тогда я прямо сейчас пойду за свечками, а Ты, Пресвятая Богородица, иди к Сыну Своему, попроси снежку нам немного. Валерий встал и пошел к свечному ящику, полный решимости. Однако чем ближе он подходил, тем меньше решимости у него оставалось. Не дойдя до прилавка, он остановился и, повернувшись, пошел назад, сжимая во вспотевшей ладони оставшуюся мелочь. Но, сделав несколько шагов, повернул опять к свечному ящику. Подойдя к прилавку, он нервно заходил около него, делая безсмысленные круги. Дыхание его стало учащенным, на лбу выступила испарина. Увидев его, свечница крикнула: — Валерка, что случилось? — Хочу свечек купить, — остановившись, упавшим голосом сказал он. — Господи, ну так подходи и покупай, а то ходишь, как маятник. Валерка тоскливо оглянулся на стоящий вдали кивот со «Скоропослушницей». Подойдя, высыпал мелочь на прилавок и осипшим от волнения голосом произнес: — На все, по десять копеек. Когда он получил семь свечей, у него стало легче на душе. …Перед вечерней Рождественской службой неожиданно повалил снег пушистыми белыми хлопьями. Куда ни глянешь, всюду в воздухе кружились белые легкие снежинки. Детвора вывалила из домов, радостно волоча за собой санки. Протодиакон, солидно вышагивая к службе, улыбался во весь рот, раскланиваясь на ходу с идущими в храм прихожанами. Увидев настоятеля, он закричал: — Давненько, отче, я такого пушистого снега не видел, давненько. Сразу чувствуется приближение праздника. — Снежок — это хорошо, — ответил настоятель, — вот как прикажете синоптикам после этого верить? Сегодня с утра прогноз погоды специально слушал, заверили, что без осадков. Никому верить нельзя. Валерка, подготовив кадило к службе, успел подойти к иконе: — Спасибо, Пресвятая Богородица, какой добрый у Тебя Сын, мороженое-то маленькое, а снегу вон сколько навалило. «В Царствии Божием, наверное, всего много, — подумал, отходя от иконы, Валерка. — Интересно, есть ли там мороженое вкуснее крем-брюле? Наверное, есть», — заключил он свои размышления и радостный пошел в алтарь. Самара, январь 2003 г.
×
×
  • Создать...