Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 05.06.2023 во всех областях
-
4 баллаВладислав, присоединяюсь к хору наших форумчанок и поздравляю с днем рождения! Такой сегодня день знаменательный! День Духа Святого! Двойной праздник у Вас) Всех благ Вам от Господа и даров Духа Святого!
-
3 баллаПрисоединяюсь к поздравлениям Владислава. Благодати Духа Святаго, помощи Божией во всем, многая и благая лета!
-
2 баллаС днем рождения *Владислав*! Я вам желаю радости и во всем благого поспешения.
-
1 баллСпасибо, сестры, за поздравления! Может сложиться ошибочное впечатление... Но, на самом деле, так сложилось, что и в личной жизни, и на работе множество прекрасных и достойных женщин украшали и украшают большую часть моей убогой жизни!)
-
1 баллЖелаю вам, Владислав, умножения добродетелей на многая и благая лета!
-
1 балл
-
1 балл
-
1 баллИз книги Св. Феофана Затворника "Созерцание и Размышление" Глава: "Как спастись?" Что сказать тому, кто спросит: как душу спасти? Вот что: покайся и, укрепясь силою благодатною в таинствах, ходи путем заповедей Господних по тому руководству, какое дает тебе Святая Церковь чрез богодарованное пастырство. И все это должно совершать в духе веры искренней, не размышляющей. В чем же вера? В сердечном исповедании, что Бог, в Троице покланяемый, все создавший и о всем промышляющий, спасает нас, падших, в силу крестной смерти воплотившегося Сына Божия, благодатию Пресвятаго Духа, во Святой Своей Церкви. В этой жизни полагаются начатки обновления, которое в будущем веке явится во всей своей славе, так что и ум постигнуть, и язык изрещи того не может... Боже наш, как велики обетования Твои!.. Как же ходить неуклонно путем заповедей? На это одним словом не ответишь. Жизнь – сложное дело. Вот, однако ж, несколько пунктов: а) Покайся и обратись ко Господу. Познай свои грехи, оплачь их с сокрушением сердечным и исповедай пред духовным отцом, дав обет словом и в сердце своем положив пред лицем Господа не оскорблять Его более грехами своими. б) Затем, пребывая в Боге умом и сердцем, трудись телом в исполнении лежащих на тебе обязанностей. в) В этом труде паче всего блюди сердце свое от худых помыслов и чувств – гордости, тщеславия, гнева, осуждения, ненависти, зависти, презрения, уныния, пристрастия к вещам и лицам, рассеянности, многозаботливости, всех чувственных удовольствий и всего того, что отделяет от Бога ум и сердце. г) Чтоб устоять в этом труде, положи наперед не отступать от того, что сознаешь должным, хоть бы умереть пришлось. Для сего, с самого начала, произволением приноси живот свой в жертву Богу, чтобы жить так, как бы ты не был жив себе, а только единому Богу. д) Подпорою жизни в этом порядке служит смиренное предание себя в волю Божию и ненадеяние на себя, а духовное поприще, на котором совершается эта жизнь, есть терпение, или непоколебимое стояние в порядке спасительной жизни, с благодушным перенесением всех сопряженных с тем трудов и неприятностей. е) Подпорою терпению служат: вера, или уверенность, что, работая так Богу, ты – раб Его, а Он твой Владыка, Который видит твои труды, благоугождается ими и ценит их; надежда, что помощь Господа Бога, присно покрывающего тебя, всегда готова тебе и низойдет на тебя во время благопотребное, что Бог не покинет тебя до конца твоей жизни, и, сохранив тебя верным заповедям Его здесь, среди всех искушений, введет чрез смерть в Царство Свое вечное там; любовь, которая, денно и нощно помышляя о возлюбленном Господе, всячески заботится творить одно угодное Ему и избегать всего, что может оскорблять Его в слове, деле и помышлении. ж) Орудия такой жизни суть: молитва церковная и домашняя, паче же умная, посильный пост по уставу Церкви, бдение, уединение, телесный труд, частое исповедание грехов и святое причащение, чтение слова Божия и писаний отеческих, беседа с людьми богобоязненными, частое совещание с своим духовным отцом о всех случаях внутренней и внешней жизни. Учредитель всех сих подвигов в мере, времени и месте есть благоразумие, с советом опытных. з) Огради себя страхом. Для сего помни последняя – смерть, суд, ад, Царство Небесное. и) Более всего, внимай себе: храни ум трезвым и сердце несмущенным. й) Последнею же метою поставь возгорение духа, чтобы духовный огнь возгорался в сердце твоем и, собрав все силы воедино, начал созидать твоего внутреннего человека и окончательно попалять терние твоих грехов и страстей. Так устрояйся, и благодатию Божиею спасешься. Глава: "Видение старца"
-
1 баллПродолжение лекции Преп. Исаак Сирин, Слово 60: «И посему-то как бы бурею гонит их, так как не видит в них духовной силы, какую обык видеть в святых. Ибо, соответственно произволению человека стремиться к Богу и намерению стремиться к цели ради Него, и Бог содействует, и помогает, и являет ему Свое о нем промышление». Это, говоря глобальным языком богословия, называется синергией. Нам важна мыль: насколько человек стремится к Богу, насколько он полагает целью Его (стремление к Нему), настолько и Бог являет о нем Свое промышление. В реальности это выглядит совсем не так. Вот приходит человек, который говорит, что, несмотря на то, что он верит и молится, все у него в жизни плохо. Какая-то череда невыносимо скорбных обстоятельств. И он утверждает, что он молится. Что-то он делает, так или иначе те или иные молитвенные действия он делает. Он может читать акафист, он может читать молитвы, которые в молитвослове напечатаны, об исцелении или о помощи в семейных ситуациях, или он читает Псалтырь или еще что-то. Причем даже может стараться действительно внимательно читать это. А ничего не получается. А не получается именно потому, что промышление Бога об этом человеке, оно конгруэнтно, оно пропорционально тому, насколько человек искренне стремиться к Богу. Я хочу быть здоровым или я хочу к Богу? Я хочу быть богатым или я хочу быть с Богом? Я хочу, чтобы у меня была счастливая семья, или мне нужен Христос? Понимаете разницу? Т.е., мы хотим, чтобы у нас была счастливая семья, и, когда у нас будет, Бог нам не нужен. Поэтому семья несчастливая. Мы хотим, чтобы у нас было здоровое тело, чтобы близкие были здоровы, и, когда все будут здоровы, Бог нам не нужен. Зачем же Он будет нам помогать, если это оттолкнет нас от Него? Т.е., Он рад бы помочь, но тогда нам станет хуже, а не лучше. Люди ропщут, они говорят: «Почему я молюсь, а у меня, по-прежнему, болезнь не лечится?» Да потому что это единственный способ удержать тебя в молитве, когда ты вылечишься, ты вообще перестанешь молиться. Тебе не нужен Бог, ты не придешь к Нему. Ты ходишь и причащаешься, хоть как-то стремишься к Нему, потому что ты болеешь. А люди никак не хотят этого принимать. Они-то думают: «Я молюсь, я пощусь, я читаю Евангелие, я хожу в храм, почему ничего не улучшается?» Потому что ты хочешь, чтобы улучшилось, чтобы спокойно жить дальше своей жизнью. А принцип евангельский наоборот: «Ищите прежде Царство Божье, а остальное все приложится вам». Вы ищите Бога, скажите, что мне без разницы, что у меня будет, лишь бы Ты был со мной. И тогда неожиданно все будет. Когда человек говорит: «Неважно, здоровый я или больной, я хочу быть с Тобой», и человек получит то, что, может быть, и не думает, и не ожидает, здоровье. Но ему не важно, здоровый он теперь или больной, он со Христом, и главное, что он обрел Христа. Вот этого люди никак не понимают, дело не в их вере даже, что я плохо мало верю что ли, нет, это просто по ту сторону. Ты пришел к Богу так, как пришел бы в советское время к Сталину, например. Сталин может решить все проблемы. Как бы ты пришел в дохристианское время к какому-нибудь колдуну. Тебе нужно получить просимое. А суть жизни в том, чтобы Христос был в твоей жизни, чтобы ты полюбил Христа. А ты, на самом деле, не любишь Его, ты Его хочешь использовать для того, чтобы у тебя было то, что тебе надо. Для тебя Он должен быть значим Сам по Себе. Даже если Он ничего тебе не дает, Он должен быть для тебя единственным. И, когда ты будешь искать Царство Божье, т.е. отношений с Ним, жизни в Нем, послушания Ему, тогда Он тебе даст то, что тебе действительно необходимо для жизни. Как только ты начинаешь искать необходимое, забывая о Нем, ты теряешь все. Потому что Он и есть суть всех намерений и целей человека. Вот почему так много несчастных людей в Церкви. Не потому, что Бог их не слышит, или Он перестал помогать, или у людей плохая вера. Просто они не могут понять, что отношения с Богом не строятся по принципу функциональности. Бог не суперстанок, который исполняет наши желания. Даже дело и не в Нем, а в том, что Он-то хочет нас спасти, а не сделать нашу жизнь счастливой. Он бы рад ее сделать, а она может стать счастливой только тогда, когда мы возлюбим Его. Всем своим сердцем, всем своим помышлением, всей крепостью своей. И, когда мы возлюбили, тогда все остальное может быть, может не быть, но то, что действительно необходимо для осуществления той деятельности, которая необходима для того служения, к которому призвал нас Бог. И это будет для нас важным и главным. Из-за этого все люди мучаются. Надо просто понять, принять в Евангелии ту мысль, о которой мы говорили, что я пришел в Церковь для того, чтобы здесь встретить Христа и научиться Его любить. Когда человек возьмет эту цель и поймет, что главное в этой жизни, это исполнять волю Божью, и будет делать все, что в его силах, для этого, то все остальное будет постепенно, не сразу прилагаться. Потому что, если сразу, то человек может увидеть в этом некое магическое действие, и ослабеть в любви к Богу. Лучше понять вышесказанное отцом Константином поможет прочтение труда святителя Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться" https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/chto-est-dukhovnaja-zhizn-i-kak-na-nee-nastroitsja/ Следующая часть лекции о. Константина: Новоначальных же, если они просты и неопытны, дьявол не искушает. Они ничего не понимают, они Исаака Сирина не читали, «Лествицу» не читали, духовника у них нет, они не понимают богослужения, не понимают Евангелия на церковнославянском языке, они боятся подойти к священнику, потому что он строгий и суровый, потому что все у него плачут на исповеди, они совершенно, казалось бы, темно-беспросветные, ничего не понимающие люди, но они крепко защищены Богом. Почему? Речь идет только о простых и неопытных. А вот предваряющий абзац следующий: «А диавол не может приближаться к человеку или наводить на него искушения, если человек не вознерадит и Бог не попустит на него (искушений). Или если кто допустит себя до срамных помыслов самомнением и превозношением, или помыслом сомнения и двоедушия, то диавол испрашивает таковых себе на искушение». То есть, если человек простой и неопытный, то ему свойственно считать себя в церкви совершенно ничего не понимающим. Но, как только человек оперился, нашел себе место, занял его, отстоял, начинает говорить: «Не так ставишь, не так смотришь, не так крестишься». И все, и как только он подумал о том, что он уже опытный, сразу же он попадает под искушение врага. Но если человек и тридцать лет ходит в храм, но считает себя здесь совершенно ничего не понимающим и неопытным, то таких людей Бог не оставляет никогда. Т.е. нас губит, оставляет на действие врага именно когда мы начинаем кого-то учить жить. Т.е. я начинаю кого-то учить жить, значит, я теперь опытный. Т.е. ты уже допустил самомнение о том, что ты теперь опытный, ты учишь других жизни. Сразу надо показать человеку, насколько ты опытный. И Бог оставляет человека на искушение, чтобы смирился и не учил никого. Знал бы свое место, и ходил бы в ощущении простоты и неопытности.
-
1 балл
-
1 балл
-
1 баллПродолжении лекции Я не знаю, как спастись, не читая Священное Писание. Поскольку нас не окружают опытные духовники, я не знаю, как спасаться, если не читать книги. В первую очередь Евангелие. Читая Евангелие, пусть не каждый день, но изредка, пытаясь все-таки найти Бога в своей жизни, постоянно собирая разрушенные костяшки своего домино, разрушенные свои карточные домики, свои сломанные воздушные замки, мы же понимаем, что наш дом-то, как говорит в притче Христос, построен не на камне, он построен на песке. И поэтому любое дуновение… Надо построить дом на фундаменте. А Бог постоянно посылает волка, чтобы он сломал наши домики. Раз сломал, два, три сломал, пятый раз сломал. На пятнадцатый раз мы кричим: «Господи, ну в чем дело-то, ну что надо делать-то, чтобы домик не ломался?» И, снова и снова обращаясь к Писанию, вдруг понимаем: «Так вот же, это же я должен Бога любить. А люблю ли я Его? Ну, если б любил, я б, наверное, молился двадцать четыре часа в сутки. Я, конечно, не могу так молиться, но помнить-то о Нем двадцать четыре часа в сутки я могу. А главное, я должен не только помнить, чувствовать, но я должен исполнить то, что Он мне говорит. А не просто говорить Ему то, что я хочу сказать. Я должен Его слушаться». И в Писании-то все это есть, частичное в Евангелии, частично в апостольском послании. Все это читая, человек, наконец-то, открывает для себя, что главное – это послушание. И начинает что-то делать, ну, например, хотя бы там какую-то заповедь исполнять. Например, пытается простить своего непутевого мужа. За то, что он такой неверующий, дурно пахнущий, грубый, немолящийся и выпивающий. Надо его простить, за всю жизнь отпустить ему все его грехи, и тогда будет заложен какой-то фундамент. И человек начинает бороться. Не за то, чтобы помолиться в свое удовольствие, он начинает приходить на молитву для того, чтобы исполнить заповедь Божью: «Помоги мне простить этого человека». И тогда его молитва не будет от вдохновения: захотелось помолиться – помолился, не захотелось – не помолился. Он понимает, что если он не простил этого человека – он и не христианин вовсе. Потому что христианство начинается с прощения всех. Я должен простить, я не могу приступить ко Христу, пока не прощу всех. Я буду прощен, если всех прощу. Молитва «Отче наш» мне открыла эту тайну. И я начинаю молиться о том, чтобы простить конкретно этого человека. И понимаю, что пока не прощу, ничего нету, нету никакой жизни, все это иллюзии. Я даже не приступал к любви Божьей. И вот я начинаю каждый день приходить (мне не хочется: во-первых , я его ненавижу, этого человека, я его презираю, и вообще, я не знаю, зачем я должна молиться, чтобы простить. Да я и не сержусь на него, просто б глаза мои его не видели бы, ни во сне, ни на яву. Хожу так, чтобы с ним не встречаться в коридоре. Но в целом-то я нормально к нему отношусь: ужин готовлю, стираю ему белье, стелю ему кровать, просто стараюсь не встречаться с ним. Но я вот могу себя обольстить, что я на него не сержусь). И чем дольше человек молится, чем упорнее он хочет исполнить эту заповедь, тем острее он понимает, что лжет он себе. Лжет, он не любит его. Он не любит Бога, который любит мужа. Он не любит ничего в этой жизни, он просто привык жить так, как ему нравится, не исполняя заповеди Божьи. Тогда он начинает приходить на молитву каждый день. И молится не по пять минут, не по пятнадцать, до изнеможения. Потому что он понимает, что все гибнет, если он будет не в состоянии исполнить одну эту заповедь Божью. И постепенно он исполняет. Не он исполняет, а Бог сходит и изменяет его сердце, и он понимает, что то, что казалось невозможным: простить невозможного человека, с которым прожил сорок пять лет, оказывается возможным. В Боге, во Христе это можно. Но впереди еще непаханное поле. Но он понимает, что, на самом деле, если терпеливо молиться, терпеливо просить, то, в конце концов, все заповеди можно исполнить. Надо только просить. Но он теперь делает это не потому, что у него настроение, или его нет. Он понимает, что если он не будет молиться, он не сможет исполнить ни одной заповеди, он не сможет быть послушным. Все, прошло, у кого-то полгода, у кого-то двадцать лет, все зависит от разных обстоятельств, но человек, в конце концов, понял, что главное в этой жизни – это терпеливое принуждение себя к тому, чтобы исполнить то, что сказал Бог. Когда он это принял своим умом, т.е. для него эта стало совершенно непоколебимая мысль, которая не покидает его никогда, что весь смысл жизни в том, чтобы творить волю Божью, а все остальное не имеет никакого значения, вот этот человек прошел первый этап своей жизни. Он забрался на первую ступень, прошел первые врата, он вошел в иное состояние отношений с Богом, правильное отношение с Богом, и, соответственно, у него будет другой способ брани с врагом. Потому что человек вместе с этой мысль принял, что неважно, что тебе хочется, неважно, что тебе нравится, неважно, что ты считаешь правильным, что ты считаешь неправильным, важно, как ко всему этому относится Бог. Важно, что Он считает правильным, и важно делать то, что Он тебе велит, только так ты и будешь жить. Ты выкарабкаешься из смерти, в которой ты пребывал, в жизнь. Это не отдельная мысль, а состояние ума, когда ум непоколебимо знает, что смысл жизни в том, чтобы творить Его волю. Единственный смысл жизни. Будет еще очень много неприятностей. Скорбей, непонимания, человек может принять за волю Божью то, что ей не является, это естественно, потому что он еще на пути, но, если он это принял, он первый этап искушений прошел.
-
1 балл
-
1 баллЧем чаще человек читает Священное Писание, поучения Святых Отцов, Жития Святых и молится, тем реже он склоняется ко злу и чаще влечётся к добру - посредством порождаемого таким чтением стыда и страха. Это начало пути ко спасению. А конец его - это сыновство Богу, когда не из страха уклоняется от зла и делает добро, а из любви к Богу. ____________________________________ Чем чаще человек думает о чём-то одном, тем менее думает обо всём остальном. Так и чем более человек смиряется, видя свои грехи и почетая себя за мертвеца, тем реже осуждает других, видя себя одного достойным осуждения. Ему становится совестно и стыдно осуждать кого-то другого; обращать пристальное внимание на чьи-то ещё грехи. Вот почему Святые, достигая этой меры, говорили: 1) Св. Антоний Великий: "Никому не ставь в укор его немощей"; "Никому не выставляй на вид каких–либо его недостатков, ни по какой причине." 2) Св. Ава Исаия: "Кто всегда размышляет о тех последних наказаниях, каким должен подвергнуться за грехи свои, того мысль незанята осуждением других..." 3) Св. Феофан Затворник: "Чтоб не осуждать других, надо глубоко восчувствовать свою греховность и скорбеть о ней, оплакивая душу, будто мертвую. Некто сказал: «Когда свой мертвец дома, не станешь заботиться о мертвецах в соседстве»." 4) Св. Иоанн Златоуст: "...Не будем строгими судьями других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета, а мы ведь обременены грехами, превышающими всякое помилование... Кто строго изыскивает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог." "...Те, которые разбирают чужие грехи, нисколько не заботятся о своих собственных..." 5) Св. Авва Дорофей: "...Если человек не будет замечать пороков ближнего, то, с помощью Божиею, родится в нем благость, которою благоугождается Бог." 6) Св. Иоанн Лествичник: "Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, и кислые оставляет, так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо увидит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки." ________________________________________ Более того, кто строго осуждает других кроме себя, будучи сам обличаем совестью в своих грехах, того Бог смиряет, попуская ему самому впасть в тоже. Сам на себе неоднократно испытал этот закон, о котором Святые учат: 1) Св. Иоанн Лествичник: "За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает" 2) Св. Антоний Великий: "Если увидишь, что какой-нибудь брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него и не осуждай его, ибо иначе сам впадешь в руки врагов твоих." 3) Св. Иоанн Кассиан Римлянин: "Монах и всякий христианин подвергается той же вине и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякому должно судить только себя самого, осмотрительно, осторожно наблюдать за собою во всем, а не расследовать жизнь и поведение других." ________________________________________ Конечно, никто не отменяет того, что когда видим брата согрешающим, то не нужно пытаться его исправить. Но то, если словом, то нужно делать с величайшим смирением, страхом Божьим, в духе кротости, а не с раздражительностью быка, язвительностью змеи и упорством осла. А наиболее нужно исправлять братьев примером добрых дел, покрывая их немощи молчанием ________________________________________ Гордый человек без смирения, когда его в чём укорят или как-то худо о нём отзовутся, тут же ярится и жаждет отомстить словом или делом, а смиренный скажет: "...если бы он знал все, то и не это только сказал бы обо мне..." (Св. Иоанн Златоуст) И ещё, когда мы стремимся о ком-то худо отозваться, и хуже, стремимся всячески искать поводы в этом, то не склонны ли мы сами к этому? Кто внимательно и честно перед самим собой рассудит, тот увидит, что и он достоин в том осуждения, причём куда большего. И Святые Отцы отмечают такую особенность: 1) Св. Иоанн Златоуст: "Люди большею частью судят и о других по себе. Так, постоянно пьянствующий нелегко поверит, что есть люди, живущие трезво; привязанный к распутным женщинам считает распутными и тех, кто живет честно; похититель чужого нелегко поверит, что есть люди, которые раздают и свое." 2) Св. Авва Исаия: "...У кого сердце в страстях, перед тем никто не свят, но по страстям, которые в сердце его, думает он, что и всякий человек таков же" ________________________________________ И В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Всякое памятозлобие, которое имеем против ближнего, должны тут же вычёркивать из своей души. И чем ранее мы будем бороться с укореняющимися в нашей душе памятью о грехе против нас ближнего, тем легче. 1) Св. Ефрем Сирин: "Если видишь, что брат грешит, и наутро свидишься с ним, то не признавай его в мысли своей грешником, ибо не знаешь, что, может быть, когда ушел ты от него, сделал он по падении своем что-нибудь доброе и умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами" 2) Св. Авва Дорофей: "<Некто> видя, что брат его согрешил, вздохнул и сказал: «Горе мне! Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Видишь ли твердость? Видишь ли настроение души? Как он тотчас нашел средство избегнуть осуждения брата своего! Ибо, сказав «так и я завтра», он внушил себе страх и попечение о том, что и он в скором времени может согрешить, и так избежал осуждения ближнего. Притом не удовлетворился этим, но и себя повергнул под ноги его, сказав: «И он <по крайней мере> покается о грехе своем, а я не покаюсь как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться?» Видишь просвещение божественной души? Он не только успел избежать осуждения ближнего, но и себя самого повергнул под ноги его. Мы же, окаянные, без разбора осуждаем, гнушаемся, уничижаем, если что-либо видим, или услышим, или только подозреваем; и, что еще хуже, мы не останавливаемся на своем собственном вреде, но, встречая и другого брата, тотчас говорим ему: «То и то случилось», и вредим ему, внося в сердце его грех. И не боимся мы Сказавшего: Горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв: 15), но совершаем бесовское дело и нерадим о сем. Ибо что иное делать бесу, как не смущать и не вредить? А мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою и ближнего..."
-
1 балл
-
1 баллСВЯТЫЕ ОТЦЫ О СПАСЕНИИ ДУШИ ЧЕРЕЗ СКОРБИ Блж. Иероним Стридонский: "Когда душа, подавляемая треволнениями и объятая разного рода скорбями, отчаивается в человеческой помощи и всем сердцем обращается в Господу; то нисходит к ней ангел Господень, то есть слово Божие, и изгоняет пламя пылающего огня, чтобы в тайники сердца нашего не проникали огненные стрелы врага и чтобы мы не были заключенными в печи его." Прп. Максим Исповедник: "Ведь скорбью одержим и тот, кто подвизается в добродетелях по причине связанного с этим труда, и тот, кто любит [вещественный] мир вследствие обмана, который [несут с собой] материальные [вещи]. Но одна скорбь - спасительная, а другая - тлетворная и пагубная. Господь дарует освобождение обоим: для одного это - упокоение от трудов добродетелей в себе через бесстрастие в созерцании, для другого - избавление от пристрастия и привязанности к тлетворным [вещам] через покаяние" Св. Иоанн Златоуст: "Где скорбь, там непременно и спасение, там непременно успокоениe, там наверное и великие дела"
-
1 баллКстати, те слова души язычника, общавшегося со Св. Макарием, как нельзя хорошо подтверждают слова, сказанные Господом, о том, что именно так будут распределены мучения: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12:47) Раб, знающий волю господина - есть православный христианин, который в духовной жизни познал истину о Христе, но отпал от неё в пороки, подобно тому, как "пёс возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи" (2 Пет. 2:22) - таковой бит будет более, нежели, тот, кто "не знал, и сделал достойное наказания". Св. Василий Великий сказал: "Надобно знать, что выражения «бит будет много» и «бит будет меньше», означают не конец, а разность мучения. Ибо если Бог есть праведный Судия, не только добрым, но и порочным воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, но или слабейшего, или более пожигающего, другой – червя неумирающего, но опять причиняющего боль или более легкую, или более жестокую, по достоинству каждого, и иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой – тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная (внешняя), без сомнения, показывает, что есть нечто и внутреннее. И сказанное в Притчах: «в глубине Преисподней» (Притч. 9, 18) дает разуметь, что некоторые находятся во аде, однако не «в глубине преисподней», подвергаясь мучению более легкому". ____________________________________________________ И даже само отпадение верующих от веры уже здесь на земле наказывается так, что они по отпадению впадают в более плачевное состояние, чем было даже до познания православия, как сказал Господь в другом месте: "Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом" (Мф. 12:45) Св. Кирилл Александрийский: "И [это] весьма справедливо. Ибо если кто-нибудь, однажды освободившись от пороков, не образумится, то впадет в [нечто] тягчайшее прежнего. Поэтому Он сказал: не находит покоя (Мф 12:43), чтобы показать, что такой [человек] непременно по необходимости подвергнется козням демонским. Ибо ему надлежало образумиться по двум причинам: поскольку прежде он страдал и был избавлен [от этого]. Есть еще и третья важная причина - угроза впасть в еще худшее. Однако ни одна из трех [причин] не привела ни одного из них к исправлению". _____________________________________________________ Практически знание об этом может побудить христианина более воспротивиться злым страстям и грехам; более держаться спасительной веры и благочестивых дел, помня, что дьявол особенно усиленно борется против них, а не атеистов, язычников и прочих жертв его, и так находящихся под властью его; более должно побудить и побуждать всегда встать как можно быстрее, если пал, зная, какому бесчестию и страданиям будет подвержен за промедление. Дьявол особенно коварно стремится увести верующих в преисподнюю, зная, какой славы и чести, и блаженства те там будут удостоены; завидует им. "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет. 5:8) Посему: "Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия" (Еф. 5:15-17) И если люди большой святой жизни падали в ров погибели, как знаем из Священного Предания не мало фактов, то что же говорить о нас... "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10:12). Св. Исидор Пелусиот: "Многие, пав и возобновив борьбу, одержали победу над страстями, которыми прежде, как сознавались, были побеждены. Потому если и ты многократно падал, то приди наконец в себя". Св. Варсонофий Оптинский рассказал такую нравоучительную историю:
-
1 баллСвятителю отче Николае, моли Бога о нас! И особенно о нашем воинстве. «Он вас, русских, любит» О чуде, совершенном Святителем Николаем свидетельствует и насельник Глинской пустыни архимандрит Иллиодор (Голованицкий), который в 1850 году совершил паломничество на Святую землю. Корабль с паломниками проходил мимо города Миры Ликийские, где находится гроб святителя Чудотворца Николая. Капитан корабля, чтобы не терять время, решил не останавливаться в этом святом для христиан месте, так погода и ветер были благоприятны, а о Мирликии никто из паломников не знал. Но как только корабль поравнялся с городом, подул сильный ветер с моря и корабль понесло к берегу. Принятые меры к сопротивлению не имели успеха и корабль загнало в залив. Капитан, желая настоять на своем, развернул корабль и снова вышел в море. Но ветер подул с такой силой, что едва успели бросить якорь, чтобы судно не разбилось о скалы. Тогда капитан, указывая на берег, в азарте закричал паломникам: «Ступайте к нему (подразумевая Святителя Николая!); это он наделал! Он вас, русских, любит». Сказав эти слова, капитан удалился в каюту. Паломники не понимали, в чем дело, пока матросы не объяснили им, что здесь находится гроб Святителя Николая. Высадившись на берег, они поспешили к месту гроба Чудотворца. Архимандрит Иоанникий, исполненный сугубой радости, изливал благодарные, сердечные чувства к своему покровителю, Святителю Николаю за то, что он так чудесно дал ему возможность поклониться месту своего погребения. Придя в церковь и представ гробу Святителя, Архимандрит Иоанникий возложил на себя епитрахиль и начал молебен. Певцы из числа паломников запели: “Царю Небесный» и прочее, а он благоговейно положил земной поклон. В это время лампада, висевшая на большой высоте, вылилась на него, и опять стала в свое обычное положение, нисколько не качаясь. Это событие привело всех в удивление; все в один голос говорили: «Милость Святитель изливает на Архимандрита». После молебна Архимандрит Иоанникий пожелал удостовериться, не задел ли он лампады как-нибудь нечаянно. Он попытался достать рукой до лампады, но не смог даже близко дотянуться до нее. Продолжая путешествие, паломники вскоре имели возможность испытать на себе милость и покровительство Святителя Николая. По рассказу самого старца и сопровождавшего его монаха Григория, «лишь корабль оставил берег Мирликийский и вышел в море, мы, находясь на палубе, увидели с правой стороны наперерез нашему кораблю плывущее судно, которое подошло к нам на близкое расстояние; в это время капитан нашего корабля засуетился и отдал команду; корабль наш поставить боком, приняв позу сопротивления. Судно так же остановилось и очень близко, но на нем не было видно никаких людей. Управлявшие рулем и парусами находились в закрытии. Паломники, находившиеся на корабле, не подозревая опасности, с любопытством толпились около борта, рассматривая судно морских пиратов. Капитан же корабля, сознавая всю опасность набега морских разбойников, был страшно взволнован и делал надлежащие распоряжения к сопротивлению. В то время показался из трюма человек на судне в красной одежде (вероятно, это был атаман пиратов), посмотрел на корабль и что-то закричал; судно поворотилось и начало отдаляться. Когда оно скрылось, матросы тогда рассказали паломникам, какая предстояла гибель кораблю и всем находящимся на нем. В таких случаях разбойничье судно быстро приближается к кораблю. Пираты, набросив крючья на борт, вооруженные быстро перебираются на корабль и вырезают всех находящихся на нем. Ограбив все, корабль просверливают и пускают ко дну. Но здесь что-то возбранило им совершить злодеяние. Тогда все бывшие при этом обстоятельстве увидели милостивое покровительство Святителя Чудотворца Николая, чудесно пролившего елей из лампады на любящего его, в знамение той милости, которую явил здесь во время грозившей опасности. Все бывшие на корабле, совокупно с Архимандритом Иоанникием, воздали благодарение своему избавителю Святителю Христову Николаю». Глинская рукопись дополняет эту повесть так. «Прошло несколько часов плавания; вдали показалась какая-то черная точка. Капитан отправился на лодке туда и возвратился весьма печальным. Архимандрит Иоанникий спросил его, что он там видел? Капитан ответил: «чьими-то молитвами Господь нас спас! Нам было бы то, что тому кораблю. В нем всех перерезали, все ограбили, корабль просверлили, он теперь погружается в море». Отсюда: https://azbyka.ru/fiction/chudesa-nikolaya-chudotvorca-sovremennye-svidetelstva/255/ С праздником!
-
1 балл
-
1 баллМитр. Черкасский Феодосий: https://disk.yandex.ru/i/89YQhfOe9q1DTw