Вы хотите заранее ее распознать чтобы избежать? Желание понятное, но не исполнимое.
Как я понял (на собственном опыте), это можно сравнить с учебой в школе. Учитель спрашивает ученика, ученик отвечает, и получает оценку.
Но текущие оценки не важны, можно и двойку получить, и дальше учебу продолжить.
А точка невозврата - это суд, или, в школьной терминологии, экзамен.
Экзамен ничем от обычного урока не отличается. Учитель также задает вопрос, ученик также дает ответ, учитель так же ставит оценку. То есть, бытийно все то же самое. Отличие только в том, что неуд за экзамен приводит тебя к отчислению, и ты не можешь продолжать учебу, пока не исправишь оценку за экзамен.
Необходимость исправления, то есть, хорошей оценки за экзамен - это аналогия.
Бог иногда решает, что нам нужно стать лучше. И, если мы не сделали этого, благодать нас покидает. Вернее, она перестает нас двигать вперед. Либо стагнация, либо (при закоснении) - падение. И так до тех пор, пока не станем лучше в том, что определил Бог, в Его экзамене.
Это определяется постфактум, так как нам чаще всего непонятно что именно Бог считает для нас критически важным, а что может еще подождать... Только факт отступления благодати дает нам косвенное указание на важность для нас этого события.
Полное оставление благодатию - это очень тягостный опыт. Я долго думал для кого он полезен. Пришел к выводу - что для монахов. Потому что нормальный (адекватный) человек, переживший опытно богооставленность, уже не может ничем удовлетвориться, кроме как единением с Богом. А это - цель монашеская. Не то, чтобы у мiрянина была другая цель, но для мiрянина она не очень явная, а для монаха - она однозначна и в максимальном приоритете.
Опять же, не претендую на то, что мои соображения по данному вопросу являются истинными.