Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 29.03.2020 во всех областях

  1. 4 балла
    Всем вечер добрый! С Воскресением! Удивительно получается - узнаю о наших церковных новостях на сайте Оптины! Еще вот хорошая новость:
  2. 4 балла
    Я опасаюсь китайского вируса. если честно...я сама о себе мало боюсь, но у меня много родных-и конечно взрослые и дети и пожилые..я просто дома молюсь-только на Господа надежда наша и на осторожность.Будьте все здоровы сколько можно
  3. 3 балла
    Журнал Фома. Проект " Мысли великих" Преп. Иоанн Лествичник. Афоризмы, цитаты ... https://foma.ru/prepodobnyij-ioann-lestvichnik-aforizmyi.html
  4. 2 балла
    Будем молиться, чтоб Господь нас всех помиловал. И что в наших силах, то делать. Умирать страшно - мы ведь не готовы...
  5. 2 балла
    Приходится одной "работать". Вас так долго не было))это я про Вас, Jelena.
  6. 2 балла
    Георгий, уныние бич не только нашего времени, им даже святые страдали. Например известно, что один из моих любимых святых отцов - святитель Тихон Задонский почти всю жизнь страдал от уныния. Часто обращаюсь к его сборнику молитв, там и благодарственные и покаянные и т.д. Есть у него и акафист даже в тему: "Акафист Всемогущему Богу в нашествии печали" и много молитв и победил он эту страсть. https://www.akafistnik.ru/god/akafist-vsemoguschemu-bogu-v-nashestvii-pechali/ Аудио https://predanie.ru/audio/283330-akafist-vsemoguschemu-bogu-v-nashestvii-pechali/ Многие святые, особенно пустынники, отшельники страдали этим недугом. Ну а в наше время каждый второй, только нынче это моднее называть депрессией. Причин к унынию очень много, и физические и греховные и т.д, рассмотрел и многие нахожу в себе тоже. Брат посмотри эту статью Л.Ф. Шеховцова Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами. Раздел VI. Страсть уныния состояние депрессии и их преодоление. https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/preodolenie-strasti-asketicheskimi-i-psihologicheskimi-metodami/7 Предыдущая глава 5 - страсть печали, тревоги и преодоление их.
  7. 2 балла
    Это редчайший случай, когда через толщу веков мы можем различить не просто общую историческую канву написания богослужебного текста, а яркие и выразительные подробности как бы переносящие каждого из нас на место автора вдохновенных слов. Эти детали помогают нам со всей силой пережить и прочувствовать то, что пережил и прочувствовал Иоанн Дамаскин в ошеломляющий момент невероятно близкой личной встречи с Божественным. Такая уникальная ситуация роднит текст молитвы «О Тебе радуется» с библейскими песнями от «Поим Господеви» Моисея и Мариам (Исх 15, 1-19) и «Утвердися сердце мое в Господе» Анны, матери Самуила, (1Цар 2, 1-11) до «Величит душа моя Господа» Пресвятой Богородицы (Лк 1, 46-55) и «Ныне отпущаеши» старца Симеона (Лк 2, 29-32). В словах совершенно разных людей, живших в абсолютно разные времена, кристаллизуется одно и от же – торжество и радость предстояния Живому Богу, исповедание Величества Его. Вот почему, услышав на Литургии в великопостное воскресение пение «О Тебе радуется», мы явственно ощущаем это общее ликующее предстояние «всей твари», т.е всего, что сотворено Всевышним: звенит капель, журчат ручейки, щебечут птицы, шумит ветерок, в окна стучат капли дождя. Непостижимым образом наполняется звуками даже то, что звучать не может: солнечный свет, первые цветы, робко пробивающаяся сквозь тающий снег трава. Когда мы писали эти строки, то услышали первое в этом году «турканье» горлицы на крыше. Во всех библейских песнях торжество и ликование направлено на Бога, творение прославляет Творца: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс.18; 2). Это естественно и понятно. А в молитве «О Тебе радуется» творение Божие с таким же восторженным трепетом воспевает Богородицу, что на первый взгляд может показаться странным. В нашем обществе много людей, которые являются абстрактными теистами. В их представлении есть некая довольно неопределенная трансцендентная Сущность, называемая Богом. Некоторые из теистов даже согласны, что Ему можно покланяться, возвеличивать, прославлять. Но вот что касается кого-то другого… Иногда слышишь: «А что особенного в Деве Марии? Ну, родила она Христа, но ведь она такая, как все?..» – подобные вопросы многие несут с собой в Церковь, сживаются с ними, так и не найдя на них приемлемых для себя ответов. В конце концов они становятся чем-то привычным и переходят в разряд кажущегося смирения: «Так у нас принято», хотя в глубине души не перестают нести болезненную остроту. Не менее опасно противоположное отношение, когда Богородица становится как бы самостоятельным божеством, а Ее многогочисленные иконы – пантеоном самодостаточных идолов. Если мы считаем себя православными христианами, очень важно найти «царский путь» и не уклоняться в крайности. Суть его хорошо сформулировал о. Георгий Чистяков в книге «Над строками Нового Завета»: «почитание Матери Божией <…> связано с нашей верой в Бога и верой во Христа, пришедшего в этот мир. Но не просто связано – оно не может быть никаким образом оторвано от нашей веры во Христа, оно неотделимо от этой веры. <…> Ни в коем случае нельзя противопоставлять наше поклонение Христу и почитание Матери Божией.» Задача поиска догматического «царского пути» для христиан упростилась с тех пор как в Церкви просиял святой Иоанн Дамаскин. О его замечательном поэтическом таланте свидетельствует то, что соборный разум Церкви избрал как для повседневных, так и для самых важных и торжественных Богослужений многие из его произведений. Мы редко вспоминаем, что слова, которые трогают наши сердца за каждым Богослужением, принадлежат перу этого замечательного святого. Но еще реже мы задумываемся о том, что за в высшей степени лиричным и художественным изложением стоит безукоризненное богословие. «Этот великий подвижник веры при изложении святых догматов проникает своим облагодатствованным умом в святилище Божественного Откровения, изъясняя каждый догмат Священным Писанием и озаряя его светом святого апостольского соборного Предания Вселенской Церкви. Как Богом посланная пчела, он собрал Божественный мед догматических истин <…> разместил его в сотах своей догматической системы, чтобы вечно насыщать им души.» – пишет преподобный Иустин Попович в своей «Догматике Православной Церкви». – «Благодаря такой кропотливой работе святой Иоанн Дамаскин навсегда остался самым лучшим и самым надежным проводником каждого православного догматиста по несказанным тайнам святых догматических истин Православной Церкви.» (Продолжение статьи с "Правмира") 
  8. 2 балла
    ...Не случайно в самом важном месте Литургии Василия Великого (по этому чину литургия совершается всего десять раз в году, пять из которых приходятся на пять первых воскресений Великого Поста) – евхаристическом каноне – Богородица воспоминается не только возгласом в конце: «Изрядно (т. е. в особенности) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» (после него в воскресные великопостные дни как раз и поется «О Тебе радуется»). *** «На спешно сооруженный помост взгромоздили большой чурбан для рубки мяса. Иоанна вывели из дворцовой тюрьмы на площадь и поставили на помосте лицом к халифу. Рядом уже стоял палач с остро отточенной секирой в руках. <…> Он перетянул жгутом руку Иоанна выше локтя и положил ее на чурбан, ладонью вверх. ...Секира молнией сверкнула на солнце, народ гулко охнул, и Иоанн, еще ничего не почувствовавший, с ужасом увидел, как палач взял кисть его руки и высоко поднял, показывая халифу и народу. <…> Иоанн встал с колен, у него закружилась голова, и он рухнул с помоста вниз... Иоанн очнулся в своей постели. <…> Рядом с постелью сидел архиепископ Дамаска и с глубокой скорбью и сочувствием смотрел на Иоанна... – Преосвященный владыка, я умоляю тебя, иди к халифу и упроси его отдать мне отрубленную руку... Архиерей ушел к халифу и вскоре вернулся со свертком. Иоанн сразу же встал с постели и на коленях с благодарностью принял из рук архиепископа свою отрубленную руку. Когда ушел архиерей, Иоанн начал срывать со своей усеченной руки повязки. Уже было подсохшая кровь вновь хлынула из его руки. Он приставил в кровоточащей руке кисть отрубленной ладони и стал крепко обматывать составленную таким образом руку большим белым полотенцем. Вскоре через полотенце стали проступать пятна крови. Иоанна стало лихорадить. Он упал на колени перед иконой Божией Матери и взмолился: – Владычица Пресвятая Матерь, родившая Бога Моего, вот правая моя рука, отсеченная ради Божественных икон, – при этих словах Иоанн с трогательной доверчивостью протянул руку в окровавленной повязке к иконе Богородицы, заливаясь слезами. – Ты знаешь, Владычица, что привело Льва во гнев; поспеши же на помощь и исцели руку мою... Было уже далеко за полночь, а Иоанн все молился и молился. Повязка на его руке отяжелела от крови и слез, проливаемых на нее, а он, поддерживая ее левой рукой, все протягивал к иконе в великой вере и твердой надежде на чудо. Наконец утомление стало брать верх, молитва его становилась все тише и тише... Так на коленях и заснул Иоанн, всхлипывая и вздрагивая во сне. Во сне он увидел, что Пресвятая Богоматерь ожила и смотрит на него с иконы светлыми и полными любви милосердными очами. «Пресвятая Владычица, Ты меня услышала?» – обрадованно воскликнул Иоанн. «Я слышу всех моих чад, призывающих имя Мое с верой в Сына Моего. Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею, как обещал Мне; сделай ее тростью скорописца.» Иоанн проснулся. С иконы на него с материнской любовью продолжали взирать очи Пресвятой Богородицы. Чувство какого-то неизъяснимого блаженства охватило всю душу Иоанна... Он стал осторожно разматывать полотенце. Сердце его отчаянно билось. Вот он видит отрубленную кисть руки. Она накрепко прилипла к его руке и удерживается без всякой повязки. «Неужели действительно чудо, и рука срослась?» – промелькнула у Иоанна радостная мысль. Такая радостная, что он в нее боялся поверить. Иоанн стал внимательно оглядывать руку. Рука сильно опухла, а на месте соединения с кистью запеклось много крови и ничего не было видно. <…> Иоанн стал осторожно почесывать ее своей левой рукой. Часть запекшейся крови отпала, и под ней Иоанн увидел набухший ярко-красный шов. Этот шов проходил в том месте, где была отсечена рука. Иоанн попробовал пошевелить указательным пальцем. Острая боль пронзила его, но указательный палец дрогнул. Иоанн радостно вскрикнул и воздел руки к небу. – Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, за чудо, которое Ты совершил по молитвам Пресвятой Девы Богородицы... Иоанна посетило такое вдохновение, что у него сама собой сложилась новая песнь в честь Богоматери: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало. Из Неяже Бог воплотися И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе!» – Теперь, Пресвятая Богородица, – воскликнул, обращаясь к иконе, Иоанн, – я буду по слову Твоему тростью скорописца и воспою в песнях и стихах Сына Твоего и Господина нашего Иисуса Христа, воспою Твое предстательство за род человеческий, о Пресвятая Дева!» (Фрагмент романа протоиерея Николая Агафонова «Иоанн Дамаскин») В первой трети VIII века византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Огромное количество икон и фресок было уничтожено. Иоанн Мансур (или, как мы знаем его – Дамаскин), в те времена занимавший высокий пост в городе Дамаск при дворе халифа Хишамы, открыто обличал ересь иконоборчества. Своими письмами в защиту иконопочитания он вызвал гнев императора Льва. Не будучи в силах наказать Иоанна прямо, из-за того что тот был подданным чужого государства, император был вынужден прибегнуть к интригам. По его распоряжению было искусно подделано письмо обращенное к нему, императору. В этом письме Иоанн якобы коварно злоумышлял против халифа, предлагая Византии помощь в захвате Дамаска. Притворившись возмущенным столь низким предательством, и разыгрывая добрососедское расположение, император переслал халифу Хишаме фальшивку. Приняв лукавство императора за чистую монету, халиф в приступе гнева не хотел слышать никаких оправданий, хотя и сам Иоанн, и его отец были верными слугами халифата и никогда не давали никаких оснований для недоверия. В результате всего этого произошла изложенная выше драматическая история. Хотя и с определенной долей художественного вымысла, этот текст верно передает нам известные из церковного предания сведения, которые знакомы многим православным христианам в связи с историей иконы Божией Матери «Троеручица»... (Начало статьи с "Правмира")
  9. 1 балл
    Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих отказаться от посещения храмов на время пандемии коронавируса и молиться дома. Об этом священнослужитель объявил после литургии в храме Христа Спасителя в Москве, передает «Интерфакс». Патриарх Кирилл признался, что это решение далось ему нелегко, поскольку он более 50 лет проповедует с кафедр и обычно призывает людей приходить в храмы вопреки разным обстоятельствам. «Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов», — констатировал патриарх. *** «Я бы никогда этого не сказал, если бы не удивительный, святой пример преподобной Марии Египетской», — отметил патриарх во время проповеди после литургии в храме Христа Спасителя. Мария Египетская — христианская святая, которая провела 47 лет в пустыне в уединении, соблюдая пост. По словам патриарха, церковь призывает людей строго исполнять предписания санитарных властей России. «Давайте на себя возложим подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская не выходить из своей пустыни, а ведь ей тоже хотелось пить», — сказал патриарх. По его словам, угроза пандемии «очень большая» и может затронуть и Россию. Кирилл отметил, что граждане страны пока не осознают в полной мере серьезность ситуации в других странах, пострадавших от коронавируса. На этой неделе в Санкт-Петербурге запретили посещать объекты и территории религиозных организаций в рамках мер по борьбе с вирусом. Запрет будет действовать с 28 марта по 5 апреля, столько же, сколько продлятся девятидневные длинные выходные, анонсированные в среду президентом Владимиром Путиным. Запрет был введен губернатором Петербурга Александром Бегловым, он не распространяется на служителей и персонал религиозных организаций. В РПЦ сочли меру противоречащей Конституции, сославшись на ст. 28 основного закона и п.1 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», которые гарантируют россиянам свободу вероисповедания. В Московской патриархии заявили, что ограничить эти права могут только федеральные законы, у актов органов власти субъектов России такой силы нет. РБК
  10. 1 балл
    Ольга спасибо ! Я только сегодня вдруг на службе подумал, почему именно эта песнь поется? «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало. Из Неяже Бог воплотися И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе!» И вот статья от Вас
  11. 1 балл
    Патриарх Кирилл в воскресенье совершит литургию в Москве МОСКВА, 27 мар - РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в воскресенье божественную литургию в храме Христа Спасителя в Москве, сообщает в пятницу сайт Московского патриархата. "Двадцать девятого марта, в Неделю четвертую Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве", - говорится в сообщении. Начало богослужения в 10.00, проинформировали в патриархии. © РИА Новости / Сергей Пятаков Перейти в фотобанк 17:42 27.03.2020 Источник и продолжение :https://ria.ru/20200327/1569256401.html В РПЦ организуют регулярную трансляцию богослужений https://ria.ru/20200326/1569185998.html?in=t
  12. 1 балл
    Патриарх Кирилл предложил смотреть на коронавирус как на милость Божию МОСКВА, 22 мар – РИА Новости. Распространение коронавируса, как милость Божия, может способствовать осознанию хрупкости человеческой цивилизации и подтолкнуть людей поверить в Бога, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье после литургии в Переделкино в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского. "Мы должны посмотреть на эту ситуацию (с распространением коронавируса - ред.) через призму духовных знаний и подумать, что все это означает и почему Господь попускает эту язву. Здесь возникает возможность подумать не только о гневе Божием, как это было в истории, но, скорее всего, о милости Божией", - сказал патриарх Кирилл. По его словам, появление эпидемии коронавируса должно помочь людям понять, что человеческая цивилизация находится в большом кризисе, "связанном с самоуверенностью и гордыней". "Господь призывает нашу самоуверенную технологическую цивилизацию, которая полагает, что ей все доступно и возможно, оценить свои возможности и осознать хрупкость этой цивилизации… Чтобы мы, не теряя духовного оптимизма, понимали, что надо всем Бог. Эти обстоятельства должны еще больше укрепить нас в вере, чтобы сомневающиеся стали верующими", - заявил патриарх Кирилл. Он также призвал каждого человека посмотреть на себя с критической точки зрения и "с надеждой на Господа проходить эти испытания". Ранее председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда опроверг информацию об изменении рабочего графика патриарха Кирилла из-за коронавируса. В середине марта Синод Русской православной церкви утвердил санитарные меры по профилактике распространения коронавирусной инфекции. Например, во время литургии после каждого причастника ложечку должны обтирать пропитанным спиртом платом. А последующую "запивку" - давать каждому причастнику в одноразовой посуде. Также в храмах рекомендовано воздерживаться от целования чаши и рук. Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией. В мире заражены уже более 266 тысяч человек, свыше 11 тысяч скончались. В России, по последним данным, 306 заболевших. Соборный храм благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского находится в Переделкино на территории так называемого Патриаршего подворья. Это бывшая усадьба Колычевых с историческим храмом Преображения Господня, которую в 1952 году правительство передало патриарху Московскому и вся Руси Алексию I под личную резиденцию. Сегодня на территории подворья расположены храмы Преображения Господня, Воскресения Христова при кладбище и крестильный храм пророка Предтечи Иоанна. А Соборный храм благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского Патриарх Кирилл освятил сам в 2012 году. Храм назван в честь святого XII века, который, уже будучи монахом, был растерзан, стал жертвой борьбы за власть между княжескими семьями. Последние данные о ситуации с COVID-19 в России и мире представлены на портале стопкоронавирус.рф. © РИА Новости / Рамиль Ситдиков Перейти в фотобанк Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Архивное фото 13:24 22.03.2020 Источник и продолжение: https://ria.ru/20200322/1568973718.html Инструкции РПЦ по коронавирусу не подвергают сомнению Причастие Источник и продолжение: https://ria.ru/20200320/1568930309.html?in=t Карта распространения нового коронавируса в России Источник и продолжение: https://ria.ru/20200320/1568864012.html?in=t В РПЦ разъяснили правила причащения в условиях самоизоляции Источник и продолжение: https://ria.ru/20200319/1568838520.html?in=t
  13. 1 балл
    Спаси Господи! Сегодня взяла благословение у нашего настоятеля. И в ответ батюшка попросил сделать ещё распечатки и для прихожан,так как ни у всех есть возможность выйти в интернет.
  14. 1 балл
    Я не против, но ведь митрополит благословил уже, а еще правильнее будет у своих духовников спрашивать.
  15. 1 балл
    Хочу пожелать, чтобы болезнь миновала вас и ваши семьи. Храни Вас всех Господь. Это икона Боголюбская, которая прославилась во время холеры. Пресвятая Богородица, покрой нас своим омофором.
  16. 1 балл
    Вечером 27 марта во всех монастырях и скитах Святой Горы Афон начнётся всенощное бдение, во время которого будут вознесены особые молитвы с просьбами об избавлении мира от коронавируса к Богородице и священномученику Харалампию, которому молятся об избавлении от эпидемий. Монахи призывают присоединиться к молитве всех православных христиан, где бы они не находились. В своём обращении Священный Кинот также призвал всех усилить молитвы, а также — к покаянию, которое особенно важно в дни Великого поста. http://www.pravoslavie.ru/129723.html
  17. 1 балл
    Очень тяжело слышать осуждение в адрес священноначалия. Забыли о своих грехах. Слава Богу приходит понимание серьезности пандемии и своей ответственности перед ближним. Господи, смирися и ныне смирению моему! Братия и сестры, желаю всем с пользой провести оставшиеся дни поста. Смирения и терпения всем нам! P.S. Сегодня в 21.00 по нашему времени, 22.00 по-московскому, наш пастырь митрополит благословил на молитву ко Пресвятой Богородице. Тропари, кондаки, молитвы, канон или акафист. Кому что нравится. Присоединяйтесь)) если так можно.
  18. 1 балл
    У нас тоже небольшой храм, в воскресенье 2 литургии, народа набивается прилично. Тоже все кашляют, чихают. Я около двух месяцев болела, такое впечатление что подрят , друг за другом, несколько вирусов подцепила. Слава Богу за все, милостью Божией в интервалах между новым недомоганием удавалось бывать в храме. Сейчас скорбь, карантин, в храме не больше 10 чел., остальные на улице. Литургии Преождесвященных даров, что по будням - отменили. Оставили лишь возможность поисповедоваться и причаститься, но без Службы. Думается на этом не остановятся, запретят вовсе, даже на улице. Кресные хода запретили, так же собрание людей на улице запретят, со временем это обязательно сделают. Объявили, что будут вычислять собрание людей, больше 10, по мобильникам, с операторами уже договорились. Что будет на Пасху - боюсь даже представить, до чего могут додуматься. Неужели, останемся без Литургии, ведь за месяц все это не закончится. ВОЗ официально утверждает, что ежегодно умирает от гриппа и ОРЗ до 650 тыс.людей. Статья ниже за 2017 год. От короновируса погибло на сегодняшний чуть около 10 тыс. человек. Вопрос, почему только сейчас такие меры. Хотя ответ, думается все мы знаем или догадываемся. https://www.who.int/ru/news-room/detail/14-12-2017-up-to-650-000-people-die-of-respiratory-diseases-linked-to-seasonal-flu-each-year ВадимД, раз вы так переживаете и боитесь заразится, так можете дома пересидеть. Вас же никто силком не тащит в храм. Кто боится, тот не ходит, отлучать за это от Церкви не будут. Проблемы тут нет. Я вовсе даже близко не подвижник, но без Церкви и Службы - не могу, даже если заболею. Ведь никто не знает от чего и когда мы умрем. Да , мы должны выполнять предписанные правила гигиены, да как гражданине, выполнять законы, но всемирная паника - это очень настораживает. Особенно, если смотреть на статистику. Когда бушевала эпидемия свинного грипп, мой муж заболел, лежал в инфекционке. Тогда никто не заразился из моей семьи, ни мои, тогда маленькие дети, ни я. Хотя в тот период, мы все жили в однокомнатной квартире. Я мужа навещала в больнице и ничего не подхватила. Я не считаю это чудом, тогда я особо не придавала этому значение, не заболели , ну и не заболели. Хотя смертность от свинного гриппа в разы выше, чем от короновируса и болели до 65 лет. Р. S. Все это движение с короновирусом, это только проверка, проверка общества, Церкви. Настоящие беды и вирусы нас ждут впереди. Помоги нам Господи!
  19. 1 балл
    В Германии знаю, что службы отменили. У нас не более 50 человек в большом храме и 15 в маленьком. Идет запись. Давайте не будем судить никого. Все приведенные доводы участников понятны. Верую, что Господь все управит во славу Свою и не постыдит наше упование на Него. В каждой стране своя обстановка и законы, которые мы обязаны исполнять. Помогай всем нам Господь!
  20. 1 балл
    На пророческое служение святой Исаия был призван в год смерти царя Озии (в 737 г.) особым видением. Однажды он присутствовал в храме за богослужением; пред глазами его находились двор священников и святилище. Взирая молитвенно к святилищу, святой Исаия вдруг увидел, что храм стал раздвигаться; пред его духовными очами открывается внутренность святилища, затем исчезает завеса, скрывавшая таинственное святое святых, где изумленному и потрясенному пророку является торжественное видение Владыки неба и земли, «сидящего на престоле высоком и превознесенном», - стоящем как бы между небом и землею; края царственных риз Божиих наполняли храм. Вокруг Господа «стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Вся земля полна славы Его!» От громогласного славословия серафимов «поколебались верхи врат и храм наполнился курениями». Святой Исаия пришел в ужас и испуганно воскликнул: – Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда к смятенному пророку прилетел один из серафимов, державший в руке горящий уголь, взятый клещами с жертвенника, т.е., как объясняет святой Василий Великий, - с «небесного алтаря». Он коснулся уст пророка со словами: – Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен. Тотчас же за этим пророк услышал таинственный глас Иеговы, вопрошающий: – Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? Исполненный священной уверенности, святой Исаия выступил с выражением желания принять на себя ответственную и тяжелую обязанность быть проповедником воли Божией для «жестоковыйного» еврейского народа: – Вот я, пошли меня, - сказал он. Господь не отверг предложения святого Исаии и изъявил Свое согласие в таких словах: – Пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их. Исаия спросил Господа, долго ли народ будет пребывать в таком нравственном огрубении, и получил от Него в ответ страшное откровение о грядущих бедствиях, имеющих поразить Израиля: – Доколе не опустеют города и останутся без жителей и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет (Ис. 6:1-11) Видение окончилось, и на святом Исаии почил Дух Божий, открывавший перед ним таинственное и отдаленное будущее как настоящее и укреплявший его в трудной борьбе с нравственными нестроениями среди родного народа. В книгах пророков изъясняется значение завета и смысл закона Моисеева для нравственного преуспеяния человека на пути добродетели или в благоугождении Богу. Иудей мог ясно и безошибочно понимать судьбу своего отечества в прошлом и свои обязанности в будущем; мог оценить положение и значение современных цветущих соседних государств язычников, чтобы не увлекаться и не соблазняться их временными успехами. В книге пророка Исаии (10,5-14; 44,21-28) указано, что все народы суть орудия промысла Божия для наказания и вразумления заблуждающих, для истребления развращенных и неспособных к покаянию и для предуготовления путей к распространению истинного Боговедения, - и пользуются своим благосостоянием по воле Божией, пока соответствуют целям Промысла... В паремиях из книги пророка Исаии содержатся большей частью обличительные речи пророка против беззаконников, возвещаются прещения и наказания Божии грешникам, призыв грешников к покаянию и обещается им очищение от грехов. Обличения и угрозы грешников изображаются в величественных и грозных картинах, а воззвания к покаянию дышат особенным умилением и способны трогать до глубины души, поскольку изрекаются от лица Самого Бога. Вместе с обличениями и увещаниями паремии пророка Исаии содержат в себе много для духовного строительства нашего спасения. Показаны утешения для праведников, преследуемых всеми бедствиями настоящей жизни. Чтения кн. Исаии убеждают нас и умом и сердцем в беспредельном величии Бога, Его беспредельной благости и милосердии к кающемуся грешнику, и вечной неизменной правде Его к нераскаянным. В начале Великого поста прочитываются первые 14 глав книги пророка Исаии. В первой главе пророк Исаия, призывая небо и землю в свидетели, напоминает иудеям, что по увлечении своими военными успехами и вооружением они оставили Господа и сделались глупее вола и осла. Приносят множество жертв Богу, но руками окровавленными, не оставляя нечистоты греховной. За это Господь наведет руку Свою на Иерусалим, в горниле бедствий очистит его. Во второй пророческой речи (гл. 2, 3, 4) показывает, что во времена Мессии истинное боговедение и богопочтение в Иерусалиме возвысится, язычники будут учиться этому и променяют свои военные подвиги на мирную жизнь. Но теперь Иудея полна волхований. Такое их поведение навлекает на них страшное наказание. Господь отнимет у Иерусалима и у всей Иудеи благосостояние и благоустройство. Поставит юношей князьями их. Беда постигнет преимущественно беззаконников (3: 10-11), располагавшихся к языческим нравам вельмож и женщин (3: 12-25). Но Господь останется покровителем Иудеи по-прежнему. Третья пророческая речь изложена в 5 гл. и составляет песнь о «винограднике возлюбленном…». С начала седьмой главы по 27-й стих 14-й главы - пророческие речи в царствование царя Ахаза. По случаю нашествия царей Израильского и Сирийского на Иудею и разграблении ее. Для успокоения царя и народа Исаия со своим сыном идет к Ахазу и говорит ему: «Не бойся…» (7, 5-7), но царь относится презрительно к вестнику воли Божией и не верит возвещаемой ему безопасности. Тогда Исаия предлагает царю просить знамения «в глубину или в высоту», от чего царь с презрением отказался. И тогда Исаия обращает речь ко всему дому Давидову: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына и наречешь имя ему Эммануил». (7: 12-14). На Крестопоклонной неделе читается восьмая пророческая речь во дни царя Езекии о защите слабых и обидимых и славословии Господа. Эта речь является как бы сокращением и подтверждением всех предыдущих его пророчеств о судьбе Иудеи и соседних царств. Песнь иерусалимлян (26: 1-19) является основанием пятой песни церковных богослужебных канонов. Называется песнью о временах Мессии и выражает сильное ожидание небесного спасения или Спасителя. На пятой неделе Великого поста начинается чтение второй части книги с 40-й главы и до последней, 66-й главы. Там содержатся утешительное воззвание ко всему народу Еврейскому, когда уже десять колен Израильских находились в плену вавилонском, а оставшимся двум коленам Иудиным эта же участь предсказывалась в ближайшем будущем, имелась нужда в прояснении их судьбы. Поэтому в речи пророка изображается беспредельное величие, строгое правосудие и вместе неизреченное милосердие Божие и в порабощении устраивающему льготы своему народу, в уничижении - его славу. Поддерживается надежда на освобождение из плена и возвращение в отечество. Изображается последующее освобождение всего рода человеческого от уз греха и власти дьявола. Пришествие Мессии, о совершении искупления рода человеческого, об утверждении царства Божия на земле, о призвании язычников, которые составят большинство членов этого царства, и о судьбе его противников или врагов (52,13 - 66,24). Полностью статья здесь http://www.tayninskoye.ru/prihodjanam/besediustav/velikopostnye-chteniya.html Толкования на паремии https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/tolkovanie-na-parimii-iz-knigi-proroka-isaii/
  21. 1 балл
    Паремии из книги пророка Исаии Книга пророка Исаии читается на паремии 6-го часа на протяжении всего поста и практически полностью прочитывается к Страстной Седмице. Паремии из книги пророка Исаии начинают ежедневные ветхозаветные чтения. За ней следуют чтения книги Бытия и Притч. На книгу Исаии более всего ссылаются в Новом Завете. В этих пророчествах можно найти всё повествование о воплощении Христа, Его смерти, погребении, Воскресении, ниспослании Утешителя, призвании язычников, Его вторичном пришествии на суд и, конечное, о состоянии добрых и злых; о черве, который не умирает, и об огне, который не угасает. Его пророчества проникнуты и освещены духом Евангелия, его утешением и славой. Пророчества Исаии названы видениями, поскольку «он видел славу Его» - славу Спасителя - «и говорил о Нем» (Ин. 12,41). Пророк Исаия входит в число четырех больших пророков из числа 16 пророков, оставивших книги своих пророчеств. Расположение пророческих книг в Библии в разных христианских переводах неодинаково. Исходя из хронологического порядка служения пророков показано, что пророк Исаия пророчествовал в Иудейском царстве в восьмом веке (805-716 гг.) до Р.Х. По свидетельству блаж. Иеронима, начал свое служение в 25-й год царства Озии прокаженного и пророчествовал при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии, а в царствование Манассии (после 716 г. до Р.Х.) был перепилен деревянной пилой между двумя кедровыми досками. Происходил пророк Исаия из знатного, по древнему преданию, царского рода, из колена Вениаминова. Он был сыном Амоса, о котором в книгах Священного Писания ничего не сообщается и которого иудейское предание отождествляет с Амосом, братом царя Амасии. Местом постоянного жительства святого Исаии был Иерусалим - столица Иудейского царства. Время пророческого служения святого Исаии было тяжелым временем в жизни народа еврейского: во дни этого великого пророка царство Израильское окончило свое существование, а Иудейское доживало последние годы пред Вавилонским пленением. Эта печальная участь - подчинение «избранного народа» под тяжелую руку языческих царей - была ему наказанием от Господа за то, что он вышел из послушания Богу, все более и более погрязая в беззаконии и идолопоклонстве. Особенно было велико отступление от завета Божия в царстве Израильском, которое за это и постигло ускоренное наказание, «в царстве же Иудейском по временам просвечивала надежда на лучшее будущее», и если не совсем погас огонь святой ревности по Боге в Иудее и Господь еще медлил с исправляющим ее наказанием, то этим Иудейское царство обязано главным образом пророческой деятельности святого Исаии. На годы сознательного детства и отрочества пророка падает славное правление мудрого и доброго царя Озии; это царствование, без сомнения, имело благотворное религиозное и политическое влияние на душу будущего пророка. По свидетельству многих авторов, пророк Исаия дожил до глубокой старости и пророчествовал около ста лет, а погиб он, согласно ветхозаветным преданиям, по повелению своего внука царя Манассии. Погребен был Исаия близ Силоама, дабы не иссякли его воды. В царствование Феодосия Младшего мощи Исаии были перенесены в Панеаду и положены в храме св. Лаврентия. По молитвам Исаии при Езекии сотворены два чуда: в одну ночь истреблено 185 тыс. богохульного войска Ассирийского, державшего Иерусалим в осаде (Ис. 37,4,36) и возвращено солнце на десять степеней (Ис. 38,8). Происхождение источника Силоамского также связывают с молитвой пророка Исаии. Одни исследователи указывают, что это произошло во время осады Иерусалима, а другие - во время мученической кончины пророка, мучимого жаждой...
  22. 1 балл
    Чтобы достойно встретить Христа О ветхозаветных чтениях Великого поста В богослужебной жизни Православной Церкви Великий пост — совершенно особое время. Во-первых, потому что великопостный путь ведет каждого верующего к встрече Праздника праздников и Торжества из торжеств — Пасхи Христовой. Во-вторых, в древней Церкви именно Великий пост был дорогой вхождения в Церковь через принятие Таинства Крещения. Собственно, Великий пост и возник как часть подготовки ко Крещению для обратившихся в христианство язычников. Пасха является праздником победы Христа над грехом и смертью, праздником начала новой жизни.Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 3–4), — писал святой апостол Павел к римским христианам. К такому погребению и воскресению со Христом готовились люди, уверовавшие в Него и пожелавшие оставить заблуждения, суеверия, неправды и грехи, чтобы получить жизнь совершенно новую. По­этому пост становился и временем постоянной молитвы к Богу о помощи в достижении столь желанной цели. Позже соблюдение Четыредесятницы (как еще называют Великий пост, потому что он длится сорок дней, отсюда и название — «четыре десятины») распространилось и на уже крещенных христиан. Это стало напоминанием о принятом крещении и, одновременно, временем для внимательного взгляда на свою жизнь: соответствует ли она обетам (обещаниям), данным во время принятия Таинства Крещения? То же самое значение Великий пост сохраняет и для всех нас, современных христиан. Особые богослужения Все богослужебные тексты Великого поста и сам строй служб помогают человеку увидеть себя со стороны. Глубокие покаянные мотивы и, одновременно, чувство необычайной радости о наступающем времени обновления, возрождения, духовной весны несут в себе великопостные тропари и стихиры. Попадая на великопостное богослужение, можно увидеть особенности, отличающие его от обычных богослужений. Самая главная особенность — в будние дни Великого поста не совершается полная Литургия, то есть Литургия, на которой происходит принесение Святых Даров — Тела и Крови Христовых. По средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров, за которой верующие причащаются Дарами, освященными заранее, на предыдущей воскресной Литургии. Литургия — самое главное богослужение, выражающее радость и торжество Церкви о спасении, о приносимой Бескровной Жертве Тела и Крови Христовых. Как объясняет живший в XII веке Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон, нельзя торжествовать во время Великого поста, который есть «плач и умиление во очищение грехов». Поэтому дни совершения полной Литургии во время Четыредесятницы ограничены субботой и воскресеньем. Другая особенность — соотношение чтения и пения. Торжественное пение практически полностью отлагается, а все великопостное богослужение состоит из чтения последований утрени, часов, изобразительных, вечерни и великого повечерия. Конечно, сохраняется пение стихир, молитвенных прошений на ектеньях «Господи, помилуй» и «Подай, Господи». Но большая часть бого­служения — это чтение Псалтири и некоторых других ветхозаветных книг. Во время Великого поста вся Псалтирь должна прочитываться дважды в неделю, поэтому в будничные великопостные дни верующие в храмах могут погрузиться в такое обилие псаломских чтений. Внимательный к богослужению верующий может заметить, что на великопостных богослужениях практически не звучат слова Евангелия и апостольских посланий, мы не услышим их и на Литургии Преждеосвященных Даров (за исключением некоторых особенных случаев). Даже в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского, столь любимом верующими, аллюзий на новозаветные тексты гораздо меньше, чем на ветхозаветные. Во время канона верующие слышат множество имен ветхозаветных праведников и грешников, размышления над разными событиями Ветхого Завета. Почему так происходит? Святые отцы называли Ветхий Завет путеводителем ко Христу, потому что весь Ветхий Завет являлся временем подготовки людей к принятию обещанного Богом Спасителя. Через разные прообразы и пророчества Бог открывал потомкам Адама и Евы то, как будет совершено спасение. Поэтому в дни Великого поста многие из этих прообразов и пророчеств повторяются, напоминают каждому верующему, что пост есть время ожидания торжества Царства Божия, дарованного нам через Господа Иисуса Христа. Паремии как напоминание Кроме псалмов в течение Великого поста еще несколько книг Ветхого Завета прочитываются полностью. Это Бытие, книга Притчей Соломоновых и книга пророка Исайи. Именно их Церковь выбрала для Великого поста, потому что через чтение этих книг уверовавшие язычники лучше всего могли подготовиться к принятию Крещения. Бытие — книга, которая открывает Библию. Бытие рассказывает нам о сотворении мира и человека, о грехопадении и обетовании Богом Мессии — Спасителя. В Бытии верующие видят примеры веры и исполнения воли Божией в жизни праведников: Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и его семьи. Читая Бытие, мы учимся видеть в окружающем мире — творение Божие, в людях — образ и подобие Бога (см.: Быт. 1, 26). Пусть все это омрачилось, запятналось грехопадением, но Бог обещал, что семя жены сотрет главу змия (см.: Быт. 3, 15). Бытие с особенно силой показывает и человеческую слабость, но одновременно говорит о том, как Бог Своим благим Промыслом направляет все ко благу, делает слабого сильным, помогает верующему преодолеть любые испытания и трудности. Притчи Соломоновы — это сборник мудрых мыслей, пословиц и целых рассказов. Собственно, от названия этой книги — «причти» или по-гречески «паремии» — и происходит общее богослужебное название ветхозаветных чтений. Царь Соломон — сын и наследник царя Давида — является примером мудрости. В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон: … ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем… но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло… И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого (3 Цар. 3, 5–6, 7, 9–10). Сердце разумное — вот то истинное богатство, которое мы, подобно Соломону, можем просить у Бога. Притчи и есть выражение мудрости, данной Богом. Мудрость Божия — это не ученость в нашем человеческом понимании. Соломон говорит так: Начало мудрости — страх Господень (Притч. 1, 7). Страх Господень лежит в основе завета Бога с народом Израильским: (сказал Господь) собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих (Втор. 4, 10). Страх Господень — это не ужас перед наказанием, это страх сына огорчить любящего отца. Страх Господень — страх разрушить завет любви. Поэтому Притчи Соломона даны в форме наставлений отца сыну: Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся (Притч. 1, 10). Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению… то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум (Притч. 2, 1–2, 5–6). Через заповеди и любовь к Богу приобретается столь желанная мудрость, с помощью которой человек становится способным к исполнению воли Божией. Премудрость Божия призывает ищущих ее на пир: Кто неразумен, обратись сюда! И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч. 9, 4–6). Как голодный желает насытиться, так и обратившиеся к Богу должны желать насыщения Его Премудростью. Следующая ветхозаветная книга, полностью прочитываемая в течение Четыредесятницы, — пророчество Исайи. Не случайно пророка Исайю называют в церковной традиции ветхозаветным евангелистом. Ведь именно он произнес пророчество о рождении Спасителя от Девы: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). Евнух эфиопской царицы из книги Деяний перед встречей с апостолом Филиппом читает книгу Исайи о страданиях Агнца Божия: Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его(Деян. 8, 32–33, см.: Ис. 53, 7–8). Но Исайя пророчествовал не только о грядущем Христе. Пророк обличал неправды и грехи правителей и народа: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, повернулись назад (Ис. 1, 3–4). Даже животное — вол — оказывается мудрее грешника, отвернувшегося от Бога. Путь греха — возвращение назад, уход от праведности в погибель, отказ от той Божественной мудрости, к которой призывал царь Соломон. Чтение этих трех книг начинается в понедельник первой седмицы Великого поста: на шестом часе будет прочитано начало книги пророка Исайи, на вечерне — повествование о первых трех днях творения из книги Бытия и первое Соломоново поучение из книги Притчей. Каждый день три эти книги будут уводить нас все дальше в познании Промысла Божия о мире и человеке, стремлении к мудрости Божией и укреплении надежды на встречу с обещанным Мессией. Газета «Православная вера» № 4 (504) (Православие.ру)
  23. 1 балл
    Что делать с освященной вербой / зеленью на Троицу / — Вот, собственно, и все вопросы, которые у нас в этой связи возникают. Наши современники — богословы из общества имени Скабаллановича — в своём миссионерском издании обращают внимание на то, когда и зачем освящается верба за богослужением в день праздника. Знаете ли вы, что… Факт №1 Освящение веточек вербы происходит на вечернем богослужении в субботу Во время полиелея — самой торжественной части праздничного вечернего богослужения, после Евангелия, во время чтения покаянного 50-го псалма священник кадит народ, стоящий с ветками деревьев и зеленью. После чего читается молитва: Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. ******* Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасёт Он мір Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм — и воскресение тем предсказали. Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и, как те толпы и дети, возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани. Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. После этой молитвы стоящих в храме людей с веточками вербы в руках окропляют святой водой. Факт №2 Освящается не верба, а люди, стоящие в храме. Хотя и считается, что освящаются ветки деревьев (чаще всего вербы), однако в молитве речь идёт о совершенно другом, а именно: мы просим Господа освятить нас, дать нам Свою Спасительную благодать, чтобы мы, держащие ветки, как незлобивые дети при встрече Господа в Иерусалиме, таковыми и остались, чтобы не стали такими, как те, что сначала кричали «Осанна!», а затем стали кричать «Распни Его!» Даже если мы и не говорим таких слов, то всё равно своими грехами, своим безчувствием и ленью мы ещё и ещё раз распинаем Христа и делаем Его Жертву для нас напрасной. Факт №3 Важно не унести из храма освященную вербу, а прийти с ней в храм. Веточка в руках — знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!». Вот как об этом поётся в тропаре празднику: Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. В общем воскресени прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!» Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего — «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию. К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» — Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом. Факт №4 Если вы не стояли с вербой на службе, прославляя Господа, «грядущего на вольную страсть», то идти с ней в храм просто так, чтоб освятить, не нужно. Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно. В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освящённая. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «... и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики. Факт №5 Утром в день праздника вербу окропят святой водой, но молитва на освящение уже не читается. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии. При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!» Но при совершении этого обряда нельзя забывать внутренний его смысл. Главное — это куда идет Господь и ради чего. Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»
  24. 1 балл
    Три чтения из Священного Писания - Ветхого Завета (Паремии) Быт. 1:1; 8-12 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока. Сщмч. Ипполит Римский Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего Кто-нибудь скажет: по какой причине пророк посчитал нужным дать такое благословение Иуде, а старшим сыновьям не такое? Знай, что причина этого заключается в том, что Давиду предстояло родиться от колена Иудина, а от Давида предстояло родиться Христу по плоти (ср. Евр. 7:14; Мф. 1:1). Именно поэтому Иаков, предвидев духом будущее, благословил Давида, который должен был произойти от Иуды, и Христа, Который должен был родиться от Давида по плоти, чтобы принять не только духовное благословение от Бога, но и плотское благословение. Что же это за братья, которые восхвалили и поклонились ему, как не апостолы, которым сказал Господь: вы - братья Мои и сонаследники? (ср. Мф. 12:49; Рим. 8:17) А слова: Руки твои на хребте врагов твоих - означают или то, что Христос, распростерши руки, одолел врагов, восторжествовав над властями (ср. Кол. 2:15), или то, что Он стал Господом и Владыкой Своих врагов по плоти, будучи поставлен Отцом в качестве всеобщего Судии (ср. Ин. 5:22). О благословениях Исаака и Иакова. Софр. 3:14-19 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их. В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли. Зах. 9:9-15 Премного радуйся, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: Вот Царь твои идет к тебе праведный и Спаситель, Он бедный и сидящий на ослице и на молодом осленке. И погублю колесницы от Ефрема, и коня от Иерусалима, и рассеется лук военный, и провозвестит Он мир народам, и будет могущество Его от моря и до моря, и от рек до пределов земли. Ты также в крови завета Твоего освободил узников Своих от озера, в котором нет воды: возвратитесь к укреплению, узники надежды: ныне Я воздам тебе двукратно то, что возвещаю. Ибо Я напряг Себе Иуду[как лук], как лук Я наполнил Ефрема, и возбужду сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Греция, и сделаю тебя как бы меч сильных. И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных. Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника. Свт. Кирилл Александрийский Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна В сих словах ясно возвещает наконец явление Спасителя нашего, так что совсем не оказывается никакого места для скорби. Повелел духовному Сиону непременно радоваться, после того как уничтожена всякая скорбь наша; ибо от чего еще может быть печаль у нас и что еще мы можем оплакивать, после того как грех изгнан и смерть подверглась попранию и естество человеческое призвано в свободу и увенчано благодатью сыноположения и украшено вышними и небесными дарованиями? Обрати внимание на то, что благовествующий о пришествии нашего Спасителя тотчас называет Сион дщерью и с полною справедливостью повелел ей предаться сильной радости, и увещевает проповедовать Иерусалиму, что уже (скоро) явится и откроется во плоти царь его «праведен и спасаяй»; ибо Христос оправдал нас верою и расширил путь спасения для приходящих к Нему. Сверх того Он «кроток», не употребляет законной суровости, не наказывает смертью преступающих заповедь, напротив спасает по своей благости и восстановляет падших. Мы читали, что «писмя убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6). Писмя – это карающий закон, тень и образ; дух же животворящий – это Христос (1Кор.15:45), ибо евангельским наставлением мы научены покланяться духом и истиною (Ин.4:24). А что Он воссел на «жребца юна»и таким образом вошел во Иерусалим, для подтверждения этого нет нужды говорить много; ибо для удостоверения в этом достаточно для нас того, что написал о сем божественный евангелист: Христос сидел на молодом осле, а ослица следовала за Ним. И это событие было для нас знамением важнейшего дела именно: Христос нашел успокоение в новом народе, то есть призванном к познанию истины, но некогда служившем идолам: ибо он был как бы неким молодым ослом, еще не объезженным, и не умевшим правильно ходить, как не бывший под руководством божественного закона. Но Приводящий всех к духовному познанию назначил Себе молодого осла. А что некогда и синагога Иудейская последует за Ним, на это он указал тем, что ослица следовала за Ним, хотя по времени призвания она имела старшинство; она была призвана чрез Моисея и пророков. Поелику же она огорчила спасающего царя (потому что не уверовала в него): то по справедливости она идет вслед молодого осла и оказалась позади, то есть следующею за другими и позади уверовавших из язычников и первая оказалась последнею. Смотри, как «Испытаяй сердца и утробы» (Пс.7:10) показал, что природа человеческая дошла до крайнего неразумия, тем, что и синагога иудейская и самое множество язычников уподобляется неразумнейшей ослице: ибо одни служили твари вместо Творца Бога, другие же пренебрегая руководительство закона утратили ум и благое расположение души и оказались склонными к порокам всякого рода, они «приложишася скотом несмысленным и уподобишася им»(Пс.48:21), по слову Псалмопевца. Осел и в ином смысле служит символом нечистоты; ибо он есть животное не священное и осужденное законом (Исх.13:13): а таковыми конечно оказываются заблуждающиеся и грехолюбцы. Толкование на пророка Захарию.
×
×
  • Создать...