Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 26.12.2019 во всех областях

  1. 3 балла
    Поддержу: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить", "дорожа временем, потому что дни лукавы" (1 Пет. 5:8, Еф. 5:16). А этому необходимо научиться по-православному. Юрий, знания догматики и любовь во Христе не противоречат друг другу: первое входит во второе. При этом вы правы в следующем: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто." (1 Кор. 13:2)
  2. 3 балла
    Так интересно мы копнули,слушайте,правда)))) Эх,а я на счетах так и не научилась считать. До любила на них кукол своих катать,за неимением кукольной коляски
  3. 3 балла
    Цифры со временем запоминаются, согласна. 40 - точно всем известно как пишется)), если тексты молитв на ЦСЯ. Бывает трудно запоминать "на автомате", можно ассоциации тогда применять. 5 и 6 на ЦС похожи на свое циферное изображение. 1, 2, 3, 4 - начало алфавита, только без "буки". Далее 7,8, 9 - как-то уложить в голове. Далее уже просто. И - 10, до 19 пытались выучить в первом десятке. Далее всего лишь надо запомнить 20 и 30. Ведь 40 (М) мильен раз видели перед глазами. Значит 20 - К, 30 - Л. 30 (Л) читающие чин 12 Псалмов тоже периодически видят перед глазами. Вот до 40 легко. )) И после 100 совсем легко)). Существовали счеты! Это же суперсчетнаямашинка. Все четыре математических действия выполняются легко. Моей соседке за 80, она в свое время была главбухом мосстройтамчегото. Никаких калькуляторов не признает, считает, что они тупят голову и "отшибают" память. Все расчеты до сих пор ведёт с помощью счёт.
  4. 3 балла
    Про числа вроде кто-то спрашивал. Можно распечатать и повесить на видном месте. За месяц выучите без напряга. Учебник Т.Л. Мироновой в pdf и djvu. PDF: https://drive.google.com/file/d/1n2Gwmxu-iUW9lK-kv7IJBbbeGPIFAKDs/view DJVU: https://drive.google.com/file/d/19fuDCsrFZblWwp78zlVkY9BGRDpkSViI/view С Богом!
  5. 2 балла
    Решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 26.12.2019: ЖУРНАЛ № 151 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о последствиях признания Предстоятелем Александрийского Патриархата раскольнической структуры, действующей на Украине. Справка: 8 ноября 2019 года за Божественной литургией в Каире Патриарх Александрийский Феодор помянул на великом входе в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу украинской раскольнической группы и официально объявил о признании им этой неканонической структуры. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить глубокую скорбь в связи с антиканоническими действиями Патриарха Александрийского Феодора, вступившего в общение с раскольниками. 2. Подчеркнуть, что решение Патриарха Александрийского Феодора о признании украинских раскольников противоречит неоднократным заявлениям Его Блаженства в поддержку канонической Украинской Православной Церкви и ее Предстоятеля митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, в том числе сделанным в ходе его последнего визита в Украинскую Православную Церковь 27 сентября — 1 октября 2018 года, через три недели после вторжения Константинопольского Патриархата на Украину посредством назначения «экзархов» в Киев. 3. Отметить, что решение о признании раскольнической структуры на Украине не было принято на состоявшемся 7-9 октября заседании Священного Синода Александрийского Патриархата, не выносилось на голосование его архиереев и, соответственно, не имеет соборного характера, а принято Предстоятелем этой Церкви единолично. 4. Подтвердить невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним. 5. Сохранить церковное общение с архиереями Александрийской Православной Церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола. 6. Приостановить деятельность представительства (подворья) Александрийского Патриархата при Московском Патриаршем престоле. 7. Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском преобразовать в приход Русской Православной Церкви в Каире. 8. Вывести из юрисдикции Александрийского Патриархата приходы Русской Православной Церкви, находящиеся на Африканском континенте, придав им ставропигиальный статус.
  6. 2 балла
    Приведи цитату из книги мне, где про это говорится, что только к монахам?. Я лично тебе привел цитаты из книги святого Никодима, для кого она, там же про воинов Христовых пишется. Я считаю каждый из нас воин Христов, кто имеет Веру во Христа. И борется со страстями. Ольга тебе хороший пример привела про старцев и стариц, которые и читать не умели. Но какая Вера была и благодать Божия на них. Юрий так же приводил примеры, про знающих догматику , но не живущих с Богом. Недавно у подвижника прочитал, имя прости не помню. Богослов, это не тот, кто знает много и читает. Это тот, кто с Богом живет. Т.е, воин Христов - это только монах и священник? Мдааа. Вот тебе и догматика, вернее ее знание. Читать Евангелие, там Бог себя открывает и заповеди. Вот как! Ты или прикидываешься или...., я не пойму? Я где-то написал, что надо оставить всё и вся, не молиться, не читать писание, не читать святых отцов, не изучать догматику, не изучать основ Веры, катехизис??! И только и принципиально читать "Невидимую брань"? Там дальше уже и про схимниц в помаде пошло, и про остальных в церкви, каких-то вдруг зашедших. Прошу тогда брат, оставь меня в покое. Не будь соблазном для меня в осуждении других. Это просьба. Верно сказал. Только без борьбы ты этого не достигнешь. Глава первая. В чем состоит христианское совершенство? – Для стяжания его необходима брань. – Четыре вещи, крайне потребные для успеха в сей брани Bсе мы, естественно, желаем и заповедь имеем быть совершенными. Господь заповедует: «будите... вы совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5, 48); св. Павел убеждает: «злобою младенствуйте, умы же совершенни бывайте» (1Кор. 14, 20); в другом месте у него же читаем: «да будете совершенни и исполнени» (Кол. 4, 12), и опять: «на совершение да ведемся» (Евр. 6, 1). Предначертывалась эта заповедь и в Ветхом Завете. Так, Бог говорит Израилю во Второзаконии: «совершен да будеши пред Господем Богом твоим» (Втор. 18, 13). И св. Давид то же заповедует сыну своему Соломону: «и ныне, Соломоне, сыне мой, да знаеши Бога отцев твоих и служи Ему сердцем совершенным и душевною волею» (1Пар. 28, 9). После сего не можем не видеть, что Бог требует от христиан полноты совершенства, требует, т. е. чтобы мы были совершенны во всех добродетелях. Но если ты, возлюбленный во Христе читатель мой, желаешь достигнуть такой высоты, надобно тебе наперед узнать, в чем состоит христианское совершенство. Ибо, не узнавши этого, можешь уклониться от настоящего пути и, думая, что течешь к совершенству, направляться совсем в другую сторону. Скажу прямо: самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним Пока писал и Юрий ответил. Тут так и будут споры, пока хоть пару глав из книги не прочитают брат Юрий. Что, для чего, для кого и почему. Просидел весь вечер тут) Может кому пригодится, времени потерял кучу. И дел) Владислав, ты же понимаешь, что каждый будет делать по своему, ни как ты тут скажешь, ни как я. А как сердце подскажет. А кто из нас прав, кто не прав - думаю есть кому судить.
  7. 2 балла
    Я "Невидимую брань" давно читал. Но тоже помню, что в одном месте получил практический ответ на давнее недоумение.
  8. 2 балла
    О чём подумалось. Вот были даже в наше время Старцы и Старицы, которые про Догматику и не слышали. Но люди, в совершенстве знавшие Догматику ехали к этим Старчикам за советом. И сейчас бы поехали, многие. Да почти некуда. За советом о духовном пути, ну не перечисляю... Здесь как-то все сойтись должно: буквоедство, соблюдение Заповедей, Любовь. Ещё подумалось, что, если мы доразрушим окончательно себя в Церкви, Господь из других язычников пополнит ряды верующих в Него и Ему. *** Не знаю, мне "Духовная брань" с трудом давалась, но так и не далась окончательно)). "Лествица" проще, хотя читать главы о тщеславии и гордыне - это надо с духом собираться, чтоб прочитать и остаться в живых)). Одно время даже перечитывала их специально- регулярно. ((. Саша, представления о духовной брани многие вообще не имеют, что они в ней пребывают. Она разная, каждому своя. Тебя отец увидел готовым и что ты в теме - читай, Саша! Но начало второй части можно прочитать, наверное, почти всем. Опять же смотря как устроен человек. А вот "Ветхий Завет" читать - это тоже ещё каким готовым надо быть. Современные страсти настолько с Ветхозаветными пересекают многие, что поднимается буря: это как они жили?! Что творили?!...
  9. 2 балла
    Так. Шляпа жмёт, а занудство — моя проф. деформация (я технический писатель). Стоит взять его на вооружение — снова переделаю образ. Нужны. Я сказал о том, что на полноту Церкви мы никак не влияем, так она — Сам Святой Дух, Который неизменяем. Это видимые разрушения — лишь следствия "разрушения Церкви в рёбрах". Нет, Церковь нерушима. Просто из "церковного организма" отторгли сами себя раскольники. Церковь — Богочеловеческий организм. И беречь надо наше единство с ней твёрдым стоянием в православии. С этим согласен на 100%. =)
  10. 2 балла
    Между прочим, русский народ был одним из самых грамотных. До сих пор находят берестяные грамоты, где обычные люди писали друг другу записки и всякие пустяки.
  11. 2 балла
    как не крути, а плохо это всё. Да избавит нас Господь. Слава Богу, что борьбу Он всё-таки за нас ведёт! И совсем не аллегорически. Тут я не соглашусь.
  12. 1 балл
    В предисловии к книге "Невидимая брань" сказано: "Воины, ведущие борьбу в этой невидимой брани, поучает она (книга), суть все христиане; военачальником их изображается Господь наш Иисус Христос, окруженный и сопровождаемый тысяченачальниками и стоначальниками, т. е. всеми чинами Ангелов и святых; поприще брани, бранное поле, место, где происходит сама борьба, есть собственное наше сердце и весь внутренний человек; время брани – вся наша жизнь." Увы, братья, избежать сей брани никому не удастся: ни монаху, ни мирянину; ни ребенку, ни старику 100-летнему. Это опыт Церкви. .. А может, и "не увы"; это и есть путь спасения.
  13. 1 балл
    Оль , так не узнаешь как применить, если не прочитать. А что падаем, встаем и снова падаем, и это в брани есть. Главное не отчаиваться. Знаете, у меня иногда такие случаи были. Наверное у многих так бывает. Были просто тупиковые ситуации, несколько раз. Я не знал как именно мне сейчас в эти минуты поступить. И что интересно, наугад брал книгу эту, и вот тебе ответ. Один раз до слез было. Моментальное решение и короткое , касаемо ближних моих. Пытался задуматься почему так, и понял Бог открыл, Ангел хранитель помог. Давайте прекратим это обсуждение. Кого заинтересовал, возьмет и почитает и уж точно вреда не будет. Написана она для всех нас. И естественно каждый может пойти взять на это благословение. С преподобным, преподобным будеши) Карта одна у всех - вся наша жизнь. Так в ней как раз об этом и пишется) Полное отречение себя и полное упование на Бога. Но в какой-то главе, уж точно не помню и про синергию не забывать.
  14. 1 балл
    И ты, брате, краткостью не всегда хвастаешьси. Чтение такое полезно, но карта местности и сама местность ведь не одно и то же — придётся идти не по книжке, а уповая на Бога.
  15. 1 балл
    Надо почитать, если духовник благословит. У тебя свой личный опыт познания, в том числе и врага. Со многими даже на тему о его существовании не всегда можно говорить, до поры до времени. Ты пишешь о том, что хорошо представляешь, но относительно себя. С другими - по-другому. Читать хорошо, но надо и на практике применять. Мы в основном в паре с врагами против себя воюем привычно ))
  16. 1 балл
    Ну тогда и все Ваши утверждения обо мне и о других здесь на форуме - ложные.
  17. 1 балл
    Братцы, мне кажется всем можно читать письма оптинских старцев Макария и Амвросия. У батюшки Макария во многих письмах есть также отсылки к конкретным местам святых отцов. Хоть это и не нам напрямую, но косвенно-то и нам.
  18. 1 балл
    Полагаю, догматика и понимание духовной брани — стены, в фундаменте — Заповеди Блаженства, а связующий состав — любовь.
  19. 1 балл
    Много слов пишешь Влад. Ну да ладно. Лично мне эту книгу подарил мой духовник в самом начале воцерковления. Лествица, Добротолюбие, это действительно сложнее. Здесь однозначно не для новоначальных. Брань вражья, ежеминутно идет и как бороться с ней, там как раз сказано. Ты сам-то ее прочитал? Там как раз нет призыва на высокие подвиги, где можно сломаться, там лекарства как противостоять тому самому рыкающему льву. Своим страстям и многое другое, причем на понятном языке. В том числе примеры подвижников, которые падали, ломались, не зная и не вкушая этого лекарства. Фундамент - это Евангелие и исполнение заповедей. Святые отцы и Св.Предание. Решать должен каждый за себя сам, в том числе брать благословение или нет. Лучше взять, если есть духовник.
  20. 1 балл
    Саша, я не определял. Здесь люди разные, а раз так то ориентироваться надо на тех, кто только что пришел. Кто имеет список 100+ из учебной и отеческой литературы, тот возможно и вместит. А горячий неофит прочитает эту тему и "выйдет на битву". Дальше сам понимаешь что с ним будет, он же просто не вместит, не поймет или поймет не так. На мой взгляд так нельзя, я думаю все должно быть постепенно, нельзя сразу кровлю возводить, сначала фундамент, потом стены, а там... Это совсем не простая книга. Опытные духовники Лествицу раньше 10 лет в Церкви не рекомендуют, а Никодим - это намного сложнее. Давайте честно: кто здесь прочел самостоятельно на бумаге весь Ветхий Завет? Аудио версии и публицистика по теме не в счет. Если есть такие кто Ветхий Завет не осилил, Никодима им пора читать? У всех свой подход, но такой экстрим рекомендовать другим я бы воздержался. Всему свое время. Ты сам решай: благословляешь ли ты людей на такое чтение. Сейчас время такое, мирские читают про монахов и начинают чудить. Монах - один из миллиона. Иметь возможность прийти к нему за советом - милость Божия. Самостоятельно подражать Антонию - безумие для мирянина. Потом жены с грудничками обивают стены монастырей, мужей ищут, а начитавшиеся "подвижники" бросают обеты и монастыри и убегают с новыми женщинами. Это не лекарство для широких масс верующих, это специализированное лекарство, применяемое только самой высокой категорией духовных врачей для узкой категории пациентов, есть провести твою линию аналогии.
  21. 1 балл
    Да, "благими намерениями"… Для православного понимания нужно исполнение заповедей, среди которых немаловажное место занимает "Исследуйте Писания", что с помощью Бога дарует знания догматики. При этом на первом месте — всецелая любовь к Богу и любовь к ближним, да.
  22. 1 балл
    Я бы предложил следующее утрированное сравнение: • Бог — истинный источник питания; • догматика — провод к Нему; • любовь — ток по проводу от Него. Таким образом, при нарушении догматики ток любви Бога прекращается и заменяется на бесовский суррогат: подключение провода идёт к ложному источнику питания.
  23. 1 балл
    Очень часто уход в раскол связан с мнением человека или группы людей, что именно они отстаивают твердое стояние в православии. Очень часто сталкивался и сталкиваюсь с ситуацией, когда под "твердым стоянием в православии" понимают начетничество в догматике (а подчас даже и не догматике, а в каких-то традициях) а не любовь во Христе.
  24. 1 балл
    Чтобы понять откуда, от кого, почему, что такое брань, и как бороться. Очень хорошо прочитать книгу "Невидимая брань" преп. Никодима Святогорца. Книга может показаться тяжелой к исполнению. Потому, что впереди пот, кровь, настоящая война против духов злобы. Глава вторая. Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя Не полагаться на самих себя, возлюбленный мне брате, столь необходимо в нашей брани, что без сего, будь в том уверен, не только не возможешь одержать желаемой победы, не устоишь даже в самом незначительном нападении на тебя врага. Запечатлей это поглубже в уме своем и сердце. При всем том, однако ж, хотя это нечаяние от себя ничего доброго и ненадеяние на себя есть Божие в нас дело, мы и с своей стороны должны делать всякие усилия для стяжания такого расположения, делать все, что можем и что в нашей власти. И я, брате мой, намечаю тебе здесь четыре делания, в силу которых ты с Божиею помощью можешь улучить, наконец, неверие себе, или то, чтоб никогда ни в чем на себя не надеяться. Прибавлю к сему, что не только когда кто впадет в какой-либо грех, но и когда подпадает какому несчастью, бедствию и скорби, особенно телесной болезни, нелегкой и долговременной, должно ему разуметь, что сие страждет он, чтоб пришел в самопознание, а именно в сознание своей немощности, и смирился. На этот случай и для этой цели попускается Богом, чтоб находили на нас всякого рода искушения от диавола, от людей и от поврежденного естества нашего. И святой Павел, эту цель видя в искушениях, каким подвергался он в Азии, говорил: «сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога, возставляющаго мертвыя» (2Кор. 1, 9). И еще приложу: кто хочет познать немощность свою из самой действительной своей жизни, тот пусть, не говорю много дней, но хоть один день, понаблюдает свои помыслы, слова и дела – о чем думал, что говорил и делал. Несомненно, найдет он, что большая часть его помыслов, слов и дел были погрешительны, неправы, неразумны и худы. Такой опыт впечатлительно даст ему понять, сколь он нестроен в себе и немощен; а от такого понятия, если он искренно желает себе добра, дойдет до восчувствования, сколь нелепо ожидать какого-либо добра от себя одного и надеяться на себя. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/1_3
  25. 1 балл
    Да, все так. Поэтому когда здесь баталии и не совсем уверен в расположении сердца человека, то тоже мысли, что мы не созидаем нашу Церковь. Тем более, когда не читается Свяшенное Писание, учение Церкви не освоено, А Церковь одолеть нам не удастся, души свои только можем искалечить. Про книгу - сегодня до 18. Но, кажется, смогу позвонить сама. Спаси Господи, что откликнулись ))
  26. 1 балл
    И я про них)) только зачем в столбик если счеты? Смекалка всегда была у русского народа. А вот бумага не всегда. Где столбики эти рисовать? На песке? Школы где были?))
  27. 1 балл
    Сложно без GPS, да. Сразу вспомнилась картинка с монахом на лодке. В руках весла,на одном весле написано "трудись",на другом-"молись"...) Нашла вот такую ссылку http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Старославянская_система_счисления
  28. 1 балл
    Точно подмечено. При написании цифирь в глаголице они используются, а в кириллице не используются. В наших церковных текстах везде кириллица.
  29. 1 балл
    Думаю, до 17 века, как минимум, всё было одинаково, в плане букв и чисел. Так что должно что-то быть Как-то так:
  30. 1 балл
    В первом десятке ( от 1 до 10) отсутствуют буквы "буки" и "живете".
  31. 1 балл
    Валентина, спаси Боже за статью! Материал в ней хорошо систематизирован, и его удобно читать. Только просьба: при публикации на форуме скрывайте, пожалуйста, большой текст опцией "Скрытый текст" (иконка "глаз" в интерфейсе сообщения). =) По содержанию обращу внимание на следующий фрагмент: Это можно понимать лишь аллегорически: Бог всемогущ — ни Он не борется, ни кто-либо способен Ему сопротивляться. Там, где Он проявляет Себя Своею благодатью, дьявол не может находиться: при свете тьмы нет. И брань идёт в воле человека: Т.е. принятие или отвержение воли Бога.
  32. 1 балл
    интересно, как в ЦСЯ считают "в столбик"?
  33. 1 балл
    Так библиотека ЦСЯ и без доступа в интернет работает! не потеряемся... Наверно
  34. 1 балл
    Что ж, сверимся с недавней историей сообщений на форуме: 1. Здесь у вас, по вашим словам, один Юрий во множественном числе: 2. А здесь вы, конечно же, не на меня клевещите: 3. И здесь ведь, разумеется, не мне сказано: 4. И тут не мне: Значит, ко мне не обращались, со мной не говорили и ничего у меня не спрашивали? Нагло же врёте. То, что сказанное вами о моём недавнем сообщении с "песенкой" — очевидная клевета, вас никак не заботит? P.S. Опять передёргиваете. Инне и Розе были заданы резонные вопросы по содержанию определённых их сообщений на форуме. Манеру обращений к ним Владислава обсуждайте с ним — я готов отвечать за то, что сказал Инне сам, и никакого хамства в её отношении у меня не было.
  35. 1 балл
    Я проанализировал несколько лет и заметила точно такую же закономерность. Все неудачи случаются или в декабре или а августе. Причем сразу проблем 7.
  36. 1 балл
    Могу рассказать о своем опыте . Ко мне применили колдовство . С трудом, я уехала от "объекта страсти" , а это был на минуточку непривлекательный дядя, старше меня на 16 лет, к котому вдруг появилось влечение , хотя до этого он был противен. Маялась я с ним 4 года . Когла уехала в другую страну, прошло два года . Всё это время я молилась , постилась, исповедывалась, читала постоянно Библию , заказывала молебны в монастырях. Но только недавно что то немного стало меняться и в один день я как прозрела и поняла что к чему. Я почти уже не чувствую влияние этого человека . Не знаю прошло всё или нет , очень надеюсь . Слава Богу за всё. Поэтому , кто хочет избавиться от подобного воздействия , скажу сразу ,что нужно приготовиться к длительной борьбе. Это очень серьезно. Не уйдет эта дрянь, пока не изменится отношение с Богом. И по мгновению волшебной палочки и даже молитв других людей может не измениться . Пока сам человек не начнет очищать свою жизнь от грязи. Всем добра ! Не судите строго.
  37. 1 балл
    Спасибо, сестры за рассказ и за колядки. Мне очень нравится язык и культура украинского народа.
  38. 1 балл
    Спи , Иисусе, спи , Сыне мой , усни. Спи , Младенец Мой прекрасный , С неба смотрит месяц ясный , С неба смотрит месяц ясный... Спи , Иисусе , сладко спи. Спи , Смиренный , спи , Рученьки сложи. Ты не ведаешь , что будет , Крест Тебе готовят люди , Крест Тебе готовят люди... Спи , Иисусе , сладко спи . Спи , Сладчайший , спи , Глазоньки сомкни ,» - Тихо Матерь напевает , Колыбель Твою качает , Колыбель Твою качает... Спи , Иисусе , сладко спи . Колыбельная Иисусу русский духовный стих Спи, Иисусе, спи, Сладкий сон возьми. Я тебе его навею Колыбельною своею, Колыбельною своею, Спи, мой маленький, усни. Спи, малютка, спи, Голову склони. А у матери Марии Руки нежные такие, Руки нежные такие. Спи, мой маленький, усни. Спи, страдалец, спи, Глазоньки сомкни. Не вздыхай о том, что будет, Что крестом отплатят люди, Что крестом отплатят люди. Спи, мой маленький, усни. Спи, Иисусе, спи, Сердце отвори. С ним душою отдыхая На земле и в кущах Рая, На земле и в кущах Рая, Спи, мой маленький, усни Это Колыбельные И вот рассказ, который печатался несколько лет назад на православие.ру Очень понравился. Колыбельная Христу Из книги Храм неразрушимый, выпущенной издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение». *** Это произошло в 1986 году в доме престарелых, где я тогда работала терапевтом. Жила там тогда на третьем этаже одна старушка… Что значит — «на третьем этаже», для вас, конечно, непонятно — разве это так важно, на каком именно этаже жил человек?.. А вот для сотрудников этого дома престарелых, а особенно — для его обитателей слова «третий этаж» имели вполне определенный, зловещий смысл. На третьем этаже было два отделения: одно — для лежачих и умирающих больных, другое — для больных с психическими нарушениями. Вход на третий этаж запирался на ключ. Поэтому даже не всякий работник дома престарелых мог попасть туда. О других больных или родственниках и говорить нечего. Если человек по той или иной причине попадал на третий этаж, он как бы уже исчезал из мира живых. Даже если и продолжал еще существовать где-то там, за закрытыми дверями третьего этажа… Так вот, на этом самом третьем этаже жила старушка по фамилии Макаренко. К сожалению, я забыла, как ее звали. То ли Евдокией, то ли Параскевой. Зато хорошо помню прозвище, которым ее за глаза называли все сотрудники — Бандеровка. В наш дом престарелых ее привезли из какого-то отдаленного лесопункта. Хотя родом она была не из наших, северных мест, а с Украины. Из родных у нее не было никого. А Бандеровкой ее прозвали вот по какой причине. При виде кого-либо в белом халате, она начинала испуганно, умоляюще лепетать: — Я вкраинка. Я не бандэровка, ни, я вкраинка… Спасить мэнэ… Я робыты можу. Корову доиты можу, шиты можу, праты можу… Спасить мэнэ… Для нее не существовало настоящего. Оставалось лишь страшное прошлое, о котором можно было только догадываться, в котором она жила и поныне. Она постоянно стремилась куда-то убежать, скрыться. Поэтому-то ее и поселили на третьем этаже. Впрочем, когда по недосмотру медперсонала дверь на третий этаж оказывалась незапертой, она убегала и оттуда. Все ее побеги кончались одним и тем же — ее ловили где-нибудь в закутке под лестницей, или в парке возле дома, или даже в соседнем поселке и водворяли назад, на третий этаж. Под замок. Ее заболевание было неизлечимо. И не было никакой надежды, что разум когда-нибудь вернется к ней. В 1986 году, спустя несколько дней после новогоднего праздника, а именно 7 января, обитатели дома престарелых устроили в холле второго этажа, возле библиотеки, импровизированный концерт. И сейчас эта сцена стоит перед моими глазами. В холле собралось человек пятнадцать — двадцать стариков и старушек. Кто устроился в креслах, кто на откидных сиденьях; те же, кому не хватило мест, стояли, придерживаясь за спинки кресел или опершись о подоконник. В кресле с протертой зеленой обивкой сидел седой худощавый старик с орденскими планками на пиджаке и уже плохо слушающимися пальцами играл на старинной гармошке со звонком и цветными мехами что-то веселое, плясовое. Поступавшим на житье в дом престарелых разрешалось взять с собой самое необходимое и ценное из вещей. Кто вез подушки, кто — пропахшие нафталином отрезы из заветного сундука. А этот вот старик привез с собой гармошку... Возле старика — сгорбленная старушка в цветном платочке, из-под которого выбивались пряди седых волос, уперев руки в бока, притопывала ногами в фетровых бурочках. Наверное, казалось бедняге, что ей снова шестнадцать. И что несется она в вихревом танце. А за нею летит, развеваясь по ветру, ее густая темно-русая коса… И вдруг откуда-то появилась та старушка — Бандеровка — с третьего этажа. Видимо, тамошние медсестры и санитарки все еще продолжали праздновать Новый год и поэтому оставили дверь незапертой… Когда старик кончил играть, она подошла к собравшимся и сказала, что хочет «заспиваты. Тому що сегодни Риздво Христовэ». И, не дожидаясь ответа, запела дребезжащим, старческим, но чистым голоском какую-то песенку. Сейчас я знаю, что это была не песенка, а украинская рождественская колядка. Обычно колядки веселые. А та колядка, которую пела старушка, была грустная. Пожалуй, даже трагическая. Это была колыбельная Богомладенцу Христу «Спи, Иисусе, спи…» И в ней Младенец Христос прозывался и Малэньким, и Лилэйком, и даже Сэрдэньком, — короче, всеми теми ласковыми словами, которыми темпераментные украинцы называют тех, кого любят больше всего на свете. Мне сразу запомнились несколько строчек из этой колядки. Правда, вполне может быть, что я не совсем правильно их поняла, потому что я не знаю украинского языка. Но, если перевести их на русский язык, то смысл их, наверное, будет таким: Не пытай, что вскоре будет — Крест Тебе готовят люди… Страшно, не правда ли? Ведь вот Он, этот беззащитный Младенец, это Лилейко, это Серденько, лежа в яслях, улыбается и доверчиво протягивает ручки к Деве Марии, Иосифу и всем, кого видит перед Собою. А злые люди уже ищут Его души, готовят Ему, безвинному, страшную, крестную смерть… Колядка была довольно длинной. Но удивительно — никто не прервал пения старушки. Все молча стояли и слушали. Даже те, у кого в комнате на стене или на подоконнике красовалась открытка или газетная вырезка с портретом Ленина… Даже мы, медики, позабывшие в эту минуту о пройденном нами когда-то предмете под названием «научный атеизм»… Старушка допела колядку, а потом молча, ни говоря никому ни слова, поклонилась всем в пояс и медленно пошла к лестнице, ведущей на третий этаж… После ее ухода веселье как-то сразу прекратилось. Все разошлись, думая каждый о чем-то своем. Наступили выходные. Приехав в понедельник на работу, я узнала, что та старушка с третьего этажа умерла вечером в субботу. Таким образом, спетая ею за два дня до смерти колядка стала, как говорится, ее лебединой песней. Но странное дело. Эта женщина была, как говорим мы, медики, «дезориентирована во времени и в пространстве». Она жила страшными воспоминаниями своего прошлого. Однако в тот день она вела себя не как больная, а как здоровая. И сама, по доброй воле, вернулась на свой третий этаж, чтобы умереть там. И, самое главное, в тот день было Рождество Христово. Мне вспоминается при этом одно стихотворение, которое мы когда-то проходили в школе. Даже учили наизусть. Это стихотворение Некрасова о пророке, которого Бог послал, чтобы «рабам земли напомнить о Христе». Думаю, что Господь на краткое время вернул разум этой старушке с третьего этажа, чтобы она напомнила нам, безумным «рабам земли» и греха, не знающим Бога, о самом главном. О том, что в этот день «нас ради и нашего ради спасения» родился Спаситель мира — Христос. Монахиня Евфимия (Пащенко) 18 октября 2010 года
  39. 0 баллов
    Юрий, не указано, или я не увидела. Да практически специально обученные в любых группах тусуются. Не только в православных. В группах с большим количеством подписчиков. Вбросы на разные темы. Православным намутить на почве веры, обывателям - смотря что актуально. Сейчас насилие в семьях активно "внедряют". В местных городках мусор на Москву валят, разжигают антиправительственные настроения. Навального рекламируют. И так далее
×
×
  • Создать...