Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 21.06.2019 во всех областях

  1. 3 балла
    Ещё из книги: Рай и геенна существуют не с точки зрения Бога, а с точки зрения человека. Бог посылает Свою благодать всем людям, потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Если Бог заповедует нам любить всех людей, даже своих врагов, то Он так же поступает и Сам. Невозможно, чтобы Он не любил грешников. Но каждый человек ощущает любовь Божию по-разному, в зависимости от своего духовного состояния. Свет обладает двумя свойствами: просвещающим и дожигающим. Если у человека хорошее зрение, то он радуется просвещающему свойству солнца, его Свету, и радуется всему Творению. Но если у него нет глаз, если не обладает зрением, тогда ощущает дожигающее свойство света. Так будет и в будущей жизни, как и в жизни души после ее выхода из тела. Бог будет любить и тех, кто в геенне, но они не смогут ощутить эту любовь как Свет. Она будет для них огнем, потому что они не будут обладать духовным оком и духовным зрением. Нечто подобное бывает и в отношении божественного Причащения. Все могут причащаться. Но если для приготовивших себя оно становится Светом и жизнью, то для недостойно приступающих – судом и осуждением. Это Церковь и изображает на иконе Второго пришествия. На ней мы видим, что от Престола Божия исходит Свет, в котором находятся святые. От того же Престола исходит и огненная река, в которой находятся нераскаянные грешники. Поэтому в Православной Церкви мы уделяем огромное внимание лечению человека. Церковь – это духовная лечебница, больница, которая лечит духовное око, которым является ум. Он болен, он и должен быть исцелен. В этом и заключается все дело Церкви. ...Сегодня много говорят о так называемом посмертном опыте. Многие настаивают на том, что душа их вышла из тела или даже приблизилась к своем исходу, а потом вернулась в тело. Они рассказывают о страшных вещах, виденных ими. В Православной Церкви мы говорим, что бывали случаи, когда душа возвращалась в тело, то есть люди силою Христовой воскресали. Однако это исключительные события, которые случаются далеко не с каждым. Были святые, которые имели такой страшный опыт, потому что в своей личной жизни познали, что есть рай и что – геенна, пережили языки адского пламени, видели и Ангелов, и демонов. Придя в себя, они проводили жизнь в покаянии и другим людям проповедовали покаяние. Мы утверждаем, что большая часть этого опыта является либо диавольским, либо отражением бытового опыта и желаний, либо фантазиями, либо результатом действия лекарств успокоительного и наркотического действия, которые вводили людям, чтобы они не страдали от страшных болей. Действительно, необходимо огромное рассуждение, чтобы суметь среди таких состояний различить, что исходит от Бога, что от диавола, а что от психических или соматических аномалий. Мы, в Церкви, не ожидаем воскресения святых или опыта таких состояний, которые помогли бы нам поверить. У нас есть Священное Писание, жития пророков, апостолов и святых. У нас есть их слова и поучения, у нас есть также и их святые мощи, чтобы мы могли поверить в существование вечной жизни. Каждый из нас в определенные моменты сподобляется Богом ощутить на собственном опыте, в своем сердце, что есть геенна и что – рай. Кроме того, мы храним заповеди Христовы, чтобы излечиться, чтобы разрешить множество экзистенциальных, межличностных, социологических и экологических проблем. Исполнение заповедей Божиих делает нас уравновешенными людьми. Десятое. В притче о богаче и Лазаре указывается и способ, благодаря которому мы можем вылечиться и после своей смерти и Второго пришествия Христова воспринимать Бога как Свет, а не как огонь. Авраам сказал богачу: У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк. 16, 29). Мы должны хранить закон и слушаться пророков каждой эпохи. Пророком является тот, кто по благодати Божией видит таинства будущего века, уже теперь вкушает Царство Божие. Такие пророки были как в Ветхом Завете, так и в Новом. Они получили Откровение, они пережили на опыте Царство Божие, познали его таинства и открыли их народу. Пророки, которые отождествляются с подлинными богословами и духовными отцами, возрождают людей и ведут их к жизни. Духовное руководство связано и отождествляется с духовным возрождением человека. Действительно, никто не может возродиться, если не будет связан с каким-либо человеком, достигшим обожения, с пророком. И в наше время есть пророки, проповедающие покаяние, обращающие наш ум к Богу, указывающие нам иной образ мысли и жизни. Но если мы не можем встретить такого пророка, то у нас есть слова пророков, которые мы можем прочесть, чтобы узнать, что есть Царство Божие и что нужно делать, чтобы вкусить его. Эти общие мысли – важнейшие вехи православной эсхатологии – изложены здесь кратко и очень просто. Детальный анализ этих тезисов, подтвержденный учением святых отцов, читатель может найти в последующих главах. Имея в виду вышеизложенное, он поймет и то, что еще предстоит прочесть. (Текст большой, но со смартфона не могу нажать нужную кнопочку и "скрыть". Простите))
  2. 3 балла
    Юрий, утверждение "Не до конца прогневается, ниже во век враждует" указывает на возможность покаяния, которой до своей смерти успел воспользоваться разбойник и по обетованию Христа первым вошёл с Ним в рай. Это не означает возможности прощения после Страшного Суда, на котором участь грешных определена Самим долготерпеливым и многомилостивым Христом: "И пойдут сии в муку вечную" (Мф. 25:46).
  3. 2 балла
    зло не имеет оснований в тварном мире, тк весь мир сотворен Богом. а в виртуальном - волевом пространстве - как возможное искажение. временное. "Дьявол- обезьяна Бога" он не может прибавить или убавить, а только исказить. Отсутствия блага быть не может, тк Бог будет все во всем. О зле как о недостатке блага кажется блаженный Августин пространно рассуждал..да?
  4. 2 балла
    Тогда зачем церковь молится за усопших? Ведь всё что у них есть - это только состояние души. тут можно поразмышлять о различии самой души и ее состояния. это высказывание отдает дуализмом, который не вписывается в христианскую концепцию. Сома - сэма? нет. Мы не признаем двух противоположных равноценных начал - материи (мрака) и духа (света). даже если тело считать бременем, то это благое бремя, кроме того - мы чего причащаемся? тело не темница, а одна из возможностей проявления и самопознания души. По смерти жизнь, судя по фразе, активнее, тк тело не мешает? а я думаю, что душа чувствует острее, а возможностей действовать - на одну меньше.
  5. 2 балла
    http://pravoslavie.ru/121963.html «Запомните: мы живем на земле не для себя!» Памяти протоиерея Валентина Радугина († 14 мая 2019 г.) Какие чудесные цитаты. Кажется столько уже слышал и читал всего. Уважаемые форумчане, напитайтесь еще раз с утречка Словом Божиим)) Всем приятного дня!
  6. 1 балл
    Все боле менее хоть сколько то осведомлены о загробной жизни, чаще всего, мы прибегаем к древним источникам или сноски на них от ранних источников до более поздних, но ни один источник не удовлетворяет нас аргументированным ответом в силу их архаичности. К сожалению, еще не успел прочитать данную книгу, судя по краткому анонсу она по характеру более склона к восприятию современного человека. Ведь в разный период в истории человека составители приближали образы близкие к тому времени в которые эти разъяснения писались. В общем, если, кто читал, или знаком с этим материалом высказывайтесь на эту тему. Как будет время и сам ознакомлюсь с этой книгой, хоть пробегусь, но сейчас не располагаю временем, поэтому, высказывать свои суждения на этот материал пока не стану, но почитать ваши суждения будет интересно. Книгу прочесть можно по ссылке: Жизнь после смерти - Митрополит Иерофей Влахос "Жизнь после смерти". Мнение православного митрополита Иерофея Влахоса. (Суждение неизвестного блогера): Представления людей о том, что ждёт их души на том свете, самые разнообразные. Захотелось мне как-то узнать, что думают по этому поводу не средневековые схоласты или к примеру индусские мистики, а самый что ни на есть ортодокс. То бишь митрополит Эллинской православной церкви, наш современник Иерофей Влахос, написавший соответствующую книгу. Следует заметить, что автор не просто церковный иерарх. В 1968-м году он окончил с отличием богословский факультет Университета Аристотеля в г. Салоники, а в конце 1980-х сам преподавал в Богословском институте св. Иоанна Дамаскина при Баламандском монастыре. Автор, как видите, более чем компетентен и авторитетен в православном богословии. Что же можно узнать из его книги? Насколько я понял автора, любая душа, что грешная, что праведная, лишившись телесной оболочки, оказывается прямо перед взором Бога, можно сказать под прямыми лучами его Благодати. Праведнику такое только в радость, грешнику же такое состояние крайне неприятно, примерно как Горлуму под солнцем: "Жёлтая морда жжёт нас, наша прелес-с-сть!" После смерти душа, если она не принадлежит святому, сразу обретающему райское состояние, попадает на так называемый частный суд и до самого Страшного суда обретается в некоем промежуточном, не окончательном месте (оно же состояние души, разницы для внетелесного существования нет). Что это значит? Что неправедная душа всячески стремится избегнуть прямого влияния божественных энергий. То бишь спрятаться куда-нибудь в тенёчек. Тем более, что она не одна такая, есть и другие грешники, раньше него оказавшиеся вне земного существования, есть также демоны, бывшие ангелы, сознательно отринувшие Бога. То есть можно прибиться к "своей" компании и заныкаться в какую-нибудь щель. Или же самому найти хоть какую-нибудь тень. Поскольку душа пока ещё не находится в Раю, какое-то убежище, личное или коллективное, для себя, она найдёт. И будет пребывать в этом аду (ибо любое место без Бога с христианской точки зрения есть ад) до окончательно Суда. И это может оказаться сколь угодно странный и извращённый мир. Шведский мистик Эммануил Сведенборг в одной из своих книг использовал такой образ - когда на дно ада упал светлый луч с райских высот, местные обитатели сочли его грязной лужей, именно так им увиделась Благодать из-за того, в каком состоянии были они сами. А вот после Страшного Суда, когда каждая душа окончательно увидит и осознает себя, прятаться станет некуда. И влияние Бога неизбежно начнёт менять её до полной праведности, что для грешника, разумеется, будет мучительно. Причём субъективно, мучения будут вечными, поскольку полное очищение самому грешнику увидится чем-то невыносимо ужасным, той самой "Геенной огненной". Хотя объективно страдания будут уменьшаться по мере исправления души и приближения её к подлинному образу человеческому, каким он был изначально задуман и сотворён. Как видите, ничего общего с примитивными трактовками Рая и Ада как мест наказания грешников средневековым пыточным инструментарием и летания праведников в простынках с арфами, современный православный взгляд на загробную жизнь не имеет. Книгу прочесть можно по ссылке: Жизнь после смерти - Митрополит Иерофей Влахос
  7. 1 балл
    Буду надеятся, когда сам буду ее читать мне так же она, возможно, понравится!?.. К сожалению, не читал еще ни одной книги митрополита Иерофея Влахоса, и более того, впервые о нем узнал лишь через блог от неизвестного автора.
  8. 1 балл
    Георгий, я тоже пока одну главу только успела прочитать, в которой о притче о богаче и Лазаре. Пока по душе. Написано компактно, обосновано. Как бы обобщение многих книг на тему загробной жизни. И мытарства Феодоры вспомнились, и Серафим Роуз, и другие толкования на эту притчу. Вот, кстати, знаю священника в миру, который на своем приходе не благословляет читать о мытарствах блаженной Феодоры. Считает это неполезным. Какие предположения, почему он так? )) Когда Вы предложили тему, сразу вспомнилась книга митрополита Иерофея "Одна ночь в пустыне Святой горы", его небольшой труд о Пасхе. Ещё "Православная психотерапия. Святоотеческой курс врачевания души". Читаемые все. ))
  9. 1 балл
    Я пока прочитал только кусочки, но из того, что прочитал видно, что этот блоггер искажает позицию митр. Иерофея. Мне пока книга нравится. Большое спасибо!
  10. 1 балл
    Не бодаемся, а выясняем. =) Это изложение соответствует православию. Я бы предложил следующее сравнение: • праведный человек с помощью Бога делает себя "прозрачным" Его Свету и пропускает сквозь себя, соединяясь с ним; • грешный человек, отвергая Бога, закрывает себя от Него, и "темнеет" в своеволии, а тёмное в Свете нагревается и воспринимает Свет как жжение.
  11. 1 балл
    Да, самому человеку — никак: это не предположение, а учение Церкви. Но на его участь возможно повлиять молитвами Церкви во время, оставшееся до Страшного Суда.
  12. 1 балл
    Вот из предложенной книги: По учению святых отцов, человек, войдя в покаяние, вступив на стадию очищения, непрестанно развивается. Существует постоянное совершенство как в так называемом среднем состоянии душ, так и в жизни после Второго пришествия. Ступенями духовной жизни являются очищение, просвещение и обожение. Их не нужно понимать как какие-то непроницаемые и герметичные состояния, но как приобщение благодати Божией. Если человек подвизается ради своего очищения, тогда благодать Божия, очищающая его, называется очищающей энергией. Когда ум его просвещен, это означает, что он получает энергию Божию, просвещающую его, которая называется просвещающей энергией. А когда он пребывает в обожении, то это происходит по благодати Божией, которая называется обоживающей. Шествие бесконечно. Покаявшиеся прежде исхода души из телами развиваются и становятся способными вместить больше нетварной благодати. Поэтому мы совершаем панихиды и молимся за почивших. Но кто при выходе души из тела не покаялся, не обладают духовным зрением и ощущают лишь дожигающее действие Божие и, конечно, никогда не приобщатся благу. Но молимся мы за всех, потому что не знаем их внутреннего состояния. (Предположу, что перевод немного хромЫй: при выходе души из тела, наверное, уже никак не покаяться. )
  13. 1 балл
    можно хоть вечное поминовение сразу. в монастырях бывает. лучше, чтобы сорокоуст сменялся сорокоустом, - тк это более внимательный способ поминовения как со стороны родственника, так и со стороны исполнителя заказа. хотя родственники тоже не вечные. в этом плане лучше сразу на длительный срок
  14. 1 балл
    Если брать не слвдкое , то очень вкусный постный рыбный пирог, вот рецепт. Теплая вода (37-39°) 300 мл Мука высшего сорта 600 г Прессованные дрожжи 25 г Соль 1,5 ч. л. Сахар 0,5 ст. л. Масло растительное 115 мл Картофель среднего размера 3 шт. Репчатый лук 1 головка Красная рыба (жирных сортов) 700 г Масло оливковое 1-2 ст. л. Перец молотый по вкусу В глубокую миску влить теплую воду (300 мл), выложить свежие дрожжи (25 г) и тщательно перемешать венчиком, чтобы они полностью растворились.Добавить соль (0,5 ч. л.), сахар (0,5 ст. л.) и снова перемешать.Далее добавить растительное масло (100 мл).Перемешать и порционно добавить просеянную муку (600 г), замешивая тесто. Оно должно получиться мягким и эластичным. Поэтому и необходимо добавлять муку небольшими порциями.В тесто добавить примерно 15 мл масла и продолжить замешивать основу для пирога, примерно минут 10.Миску с тестом сверху накрыть чистым полотенцем и оставить в теплом месте на 30-45 минут. Оно должно подняться в объеме примерно в 2,5 раза.Затем тесто необходимо хорошо обмять, чтобы выпустить углекислый газ, снова накрыть полотенцем и оставить в теплом месте на 40 минут.Полученное тесто необходимо разделить на две части – одна должна быть больше, а вторая меньше по размеру.Большую часть раскатать в большой пласт.Противень смазать растительным маслом и выложить на него пласт. Он должен покрыть весь противень. Таким образом формируется нижняя часть пирога.Картофель (3 шт.) и лук (1 головка) очистить от кожуры, промыть в воде, нарезать мелкой соломкой и переложить в глубокую миску.Добавить соль (0,5 ч. л.), перец по вкусу, оливковое масло (1-2 ст. л.) и все перемешать.Красную рыбу (700 г) очистить от кожи и костей, хорошенько промыть в воде обсушить, добавить соль (0,5 ч. л.) и молотый перец по вкусу.На нижний пласт теста равномерно выложить картофель с луком, сверху – подготовленную рыбу, оставляя просветы с картофелем.Остальную часть теста раскатать скалкой в тонкий пласт, выложить сверху рыбы и хорошенько защипнуть края, чтобы в процессе выпекания начинка не потекла.Сверху с помощью силиконовой кисточки смазать пирог оливковым маслом, сделать посередине два отверстия, чтобы выходил пар, и отправить в духовку, разогретую до 190°, на 50 минут.Готовую выпечку вытащить из духовки, накрыть чистым кухонным полотенцем, и оставить минут на 10-15. Приятного аппетита!
  15. 1 балл
    Встреча 7. Опыт духовной жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века» Очень интересная беседа. Где-то после 1:10 советы по борьбе со страстями и стяжанию добродетелей, советы по семейной жизни и воспитанию детей https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik/ И дневники святого, о которых упоминается в беседе.
  16. 1 балл
    Субъективные размышления "неизвестного блогера" о посмертной участи грешников до Страшного Суда ещё можно оставить на "литературную интерпретацию", но в данном пассаже содержится ересь: НЕТ никакого посмертного изменения души грешных "до полной праведности" — грешные своей жизнью отвергли Бога и в вечности пребудут в муках от осознания этого отвержения. Бог никого не меняет против воли. Так что идея посмертного "полного очищения" грешных — всего-навсего вариант апокатастасиса, что по православной эсхатологии предано анафеме.
  17. 1 балл
    Окончание отрывка: Когда Иоанн получил пергамент, перо и чернила, сердце его так разволновалось, что готово было выскочить из груди. «Как часто в этой жизни, — подумал он, — радость сменяет скорбь, а скорбь сменяет радость. Но вот приходит смерть и забирает и то и другое. Для чего человек суетится в этом мире, если конец один и для всех одинаков?» Иоанн помолился, обмакнул перо в чернильницу, и строки надгробного стиха стали ложиться одна за другой: Какая житейская сладость непричастна скорби? Какая слава была на земле неизменною? Всё — тени слабее, всё — обманчивее сонных мечтаний. Одно мгновение — и всё это наследует смерть! Он уже не просто сочинял, а сама душа его стонала и пела скорбные слова: Увы мне! Какая борьба при разлуке души с телом! Увы мне! Как скорбит она тогда и — нет сострадающего. Обращает взоры к Ангелам? Мольба напрасна. Простирает к людям руки? Нет помощника. Любезные братья мои! Вспомним краткость жизни нашей; Помолимся Христу, да упокоит преставленного И душам нашим подаст великую милость. Суета — всё человеческое; всё не минует смерти. Уже к вечеру Иоанн отдал рукопись Никифору, объяснив, каким мотивом ее можно петь на погребении. Когда на следующий день тело покойника принесли в храм, под его сводами впервые зазвучали погребальные стихиры Иоанна. Сам автор стоял в храме и задумчиво внимал гармоничному звучанию хора: Плачу и рыдаю, когда помышляю о смерти И вижу созданную по образу Божью красоту, Лежащую во гробе Безобразною, бесславною, не имущею вида. О чудо, что за тайна совершилась над нами? Как предались мы тлению? Как соединились со смертью? Истинно, только по воле Бога Подается покой преставленному. Иоанн стоял и плакал. Плакал о том, что не сдержал своего обета, нарушил запрет своего старца. Ему теперь было даже стыдно возвращаться в келью Диодора. Хотелось спрятаться от старца, забиться в какую-нибудь щель. Стать незаметным. Что-то теперь будет? Как воспримет его грех старец? Иоанну вдруг ясно представилось смятенное состояние Адама после его грехопадения. «Адам убоялся и пытался скрыться от Бога. Глупец, как же можно укрыться от Всевидящего? Только повреждение ума могло породить эту безумную идею. Значит, первым следствием грехопадения стал страх и помрачение рассудка. Господи, не дай помрачиться рассудку моему. Бог вопрошает: «Адам, где ты?» А разве Бог не знает, где Адам, зачем спрашивает? Да потому и спрашивает, что хочет покаяния Адама в грехе. Адам, отзовись покаянием! Приди, как заблудившийся сын. Господи, дай мне истинное покаяние! Господи, смягчи гнев Диодора, да примет он покаяние мое. Нет, не раскаялся Адам в грехе своем. Он признается лишь в страхе перед Богом. Откуда же этот страх у тебя? Не ел ли ты с дерева? Господи! Перемени страх мой на покаянное чувство любви. Второй раз любящий Отец зовет Адама к покаянию. Но покаяния в Адаме нет. Во всем он винит своего Создателя: «Жена, которую Ты мне дал, она мне дала, и я ел». О человеческое неразумие, закосневшее в грехах своих, доколе мы будем искать виноватых вокруг себя? Никифор здесь ни при чем. Я сам желал нарушить этот запрет. Желание прикоснуться к запретному плоду мучило и терзало мою душу. А я, глупец, подумал прекратить это терзание, исполнив свое желание. Так что же? Теперь, когда я вкусил запрещенное, меньше ли терзается моя душа? Нет, она еще больше страдает. Господи, помоги мне принести достойные плоды покаяния. Не отринь меня от Твоей милости». С трепетным волнением ожидал Иоанн возвращения старца. Три дня он не вкушал никакой пищи и стоял на молитве день и ночь. «Придет старец, — думал Иоанн, — и я сразу упаду пред ним на колени и буду смиренно просить какую угодно епитимью, только бы вымолить прощение». На третий день, утомленный молитвой, он задремал. Проснулся Иоанн от того, что почувствовал на себе чей-то упорный взгляд. Он открыл глаза и увидел стоящего над ним старца. Взгляд наставника не предвещал ничего хорошего. Видно, кто-то уже опередил Иоанна и доложил старцу о нарушении его запрета. — Что так скоро ты забыл свои обещания? — сказал старец каким-то отрешенным голосом, а потом, указав на дверь, твердо произнес: — Уходи. Таким, как ты, не место в нашей святой обители. — Прости меня, отче, я виноват перед Богом и тобой и уже недостоин быть твоим учеником, но дай мне возможность искупить свой грех. — Уходи. Ты оскверняешь своим непослушанием святыню этого места, — снова указал старец на дверь. — Пока в твоей душе живет гордыня, держись от наших келий подальше, чтобы не стать соблазном для других. Иоанн еще раз поклонился старцу до земли и вышел. Он присел недалеко от кельи прямо на землю. На него неожиданно накатила волна такой сильной грусти, в которой перемешалось все: и стыд, и жалость к себе, и обида на суровость старца, и одновременно раскаяние, и невозможность все исправить, и самое страшное чувство — богооставленность. Он горько заплакал. Слезы лились каким-то нескончаемым потоком, и сквозь эти слезы он увидел большую толпу монахов во главе с игуменом Никодимом, спешащих к нему. Рядом со старцами шел монах Никифор и, размахивая руками, в чем-то горячо их убеждал. Все подошли и окружили Иоанна: — Мы пришли просить за тебя милости у Диодора, — сказал игумен. — Это самое доброе дело, которое вы можете для меня совершить, — сказал смиренно Иоанн, и у него в сердце загорелся огонек надежды, который вмиг осушил его слезы. Игумен постучал в келью и вызвал старца. Когда Диодор вышел, все монахи, не исключая Никодима, упали пред ним на колени. — Что вы делаете, отцы честные? — в испуге вскричал Диодор и тоже рухнул перед ними на колени. — Мы все как один просим за нашего брата во Христе Иоанна. Не гони его от себя, пожалей его и нас. Наложи какую угодно епитимью, но не гони. Наступило молчание, в котором было слышно только сердитое сопение Диодора да покашливание монахов. — Брат наш Диодор, мы не встанем с колен, пока ты не простишь Иоанна, — сказал один из пришедших старцев. — Хорошо, — сказал наконец Диодор и встал с колен. — Если сожаление о своем грехе у Иоанна истинное, то пусть исполнит епитимью, и тогда я прощу его. А до той поры мой приговор в силе. Пусть он пройдет по всей лавре и у всех келий убирет нечистоты из выгребных ям. Монахи охнули от удивления, никак не ожидая такой суровой епитимьи. Они повернулись к Иоанну, чтобы узнать, согласен ли он на такое унижение. Но, к их еще большему удивлению, увидели сияющие счастьем глаза Иоанна. Он слышал приговор старца, и все, навалившееся на его душу, вмиг растаяло, как прошлогодний снег, в теплых лучах весеннего солнца. Монахи поклонились Диодору и пошли назад, в недоумении качая головами. Никифор, не скрывая своего недовольства, ворчал: — Ну надо же, что удумал старец, царедворца и знаменитого защитника православной веры заставил чистить туалеты! Такого еще на свете не было никогда. Господи, прости ты нас, грешных, и помилуй. Когда все разошлись, Диодор встал на молитву перед единственной в его келье иконой Пречистой Богоматери. Молился он долго и истово. Уже ночь спустилась над Кедронским ущельем, а старец все молился. Ближе к рассвету усталость взяла свое и старец задремал. Но и даже во сне он продолжал молиться. И вот он видит, что вся его пещера озаряется удивительным светом. Не таким, как от солнца, и не как от горящей свечи или другого какого светильника. Нет, то был необыкновенный свет, низводящий в душу одновременно трепетный восторг и благоговейный страх. Старец оглянулся и видит, что в этом свете к нему входит Пресвятая Дева. Он упал пред Нею ниц, а Пресвятая Дева заговорила: «Зачем ты, Диодор, заградил источник, способный источать сладкую воду? Воду, которая лучше той, что источил Моисей в пустыне. Воду, которую желал пить Давид. Воду, которую обещал Христос самарянке. Не препятствуй же более источнику этому течь. Он потечет изобильно и всю вселенную напоит. Он покроет море ересей и претворит их в чудную сладость. Пусть жаждущие стремятся к сей воде! Иоанн возьмет гусли пророков, псалтырь Давида и воспоет новые песни Господу Богу и превзойдет Моисея и песни Мариам. В сравнении с ним ничтожны бесполезные песни Орфея, о которых повествуется в баснях. Иоанн воспоет духовную, небесную песнь и будет подражать херувимским песнопениям. Все церкви Иерусалимские сделает он как бы отроковицами, играющими на тимпанах, чтобы они пели Господу, возвещая смерть и воскресение Христа. Иоанн напишет догматы православной веры и обличит еретические лжеучения». Видение исчезло, и старец очнулся от сна. Но реальность сновидения была настолько сильной, что он и сейчас, пробудившись, ощущал в своей келье великую благодать недавнего присутствия Богоматери. Слова же Пресвятой Девы звучали сладостными звуками в его взволнованной до крайности душе. Над ущельем занимался рассвет, и первые лучи солнца коснулись куполов лаврского храма и заиграли на крестах. Старец тревожно огляделся кругом, надеясь найти Иоанна хотя бы рядом с кельей, но его не было. Тогда Диодор направился искать его в лавру. Когда он вошел в лавру, то сразу увидел Иоанна. Усталой походкой, с лопатой и ведром в руках, шел его ученик. «О! Какого же искусного в терпении я воспитал! О! Какой это настоящий послушник!» — сказал про себя Диодор и устремился навстречу Иоанну с распростертыми руками. — О чадо послушания Христова! — обнимая опешившего Иоанна, воскликнул старец. — Открой же свои уста для слов истины, отныне я снимаю с тебя запрет размышлять и писать о Боге и нашей вере. Пусть все услышат сладкозвучные глаголы. Отныне благословляю тебя крепко возвысить свой голос, ибо сняты с тебя обеты молчания навсегда. Сама Богоматерь много славного мне сказала о тебе. Меня же прости, — прибавил смиренно старец, — что я, по неведению и простоте своей, до сих пор препятствовал тебе воспевать Божественные глаголы и дела. — При этом у него блеснула слеза. И когда эта слеза по его старческой морщинистой щеке докатилась до губ пустынника, они озарились светлой и доброй улыбкой. Иоанн же, услышав от старца такие слова, повел себя вовсе странно. Бесцеремонно схватил он старца в охапку и закружил его. А потом поставил совсем растерявшегося старца и громко воскликнул: «Христос воскресе!» — И это несмотря на то, что Пасха давно прошла и была середина лета. А строгий старец и не подумал поправить своего ученика, а, словно мальчишка какой, закричал в ответ: «Воистину воскресе!» И они опять обнялись и троекратно поликовались, как на Пасху. — О Диодор, о богомудрый мой наставник, ты мне послан Самим Богом, и тебе не следует просить прощения у того, кто возрожден тобой к чистой жизни. Теперь я понимаю, что Бог, по молитвам Пресвятой Богородицы, так все устроил. Ибо без твоей суровой школы смирения я был не нужен Богу. Он отвергает мудрость века сего, но приемлет смиренное и чистое сердце. Господь не мудрых собрал, но мудрых послал. Без тебя, святой мой наставник, я бы пребывал в великом заблуждении, что дар, полученный мной от Бога, я преумножил исключительно моими человеческими стараниями. А сие есть суета мира сего. Всякое величие человека есть дар, посылаемый ему как испытание его любви и смирения. Если человек не проходит этого испытания, то дар его остается во времени, а если проходит, то дар его принадлежит вечности. Отче мой, сегодня ты приобщил меня к вечности. Сегодня есть день моего воскресения! Сегодня моя Пасха! Сегодня для меня Воскресения день! Сегодня для меня Пасха Господня! Сегодня благодаря тебе, наставник мой, я перешел от смерти к жизни и от земли к небесам. Вот какая для меня радость! Потому и говорю тебе: «Христос воскресе!»... Припомнилось паломничество оптинских отцов по теме. Есть и о преподобном Иоанне Дамаскина
  18. 1 балл
    Более подробное и художественное изложение написания погребальных стихир читаем в историческом романе новопреставленного протоиерея Николая Агафонова "Иоанн Дамаскин". В глубоком раздумье сидел Иоанн у порога кельи своего наставника. Спокойная и размеренная жизнь святой обители, казалось бы, залечила душевную рану, причиненную строгим запретом на его писательские труды. Но так только казалось. Первый год запрет исполнялся им на удивление легко. Иоанну казалось, что он окончательно смирился со своей участью молчальника. Но вот пошел второй год, и в душу стали закрадываться сомнения: а прав ли старец в своем категоричном отрицании церковного творчества? Этот запрет Иоанн невольно сравнивал с иконоборчеством. Ведь сказано в Писании: хвалите Господа во струнах и органе. Что было бы, если бы пророк Самуил запретил царю Давиду сочинять и петь псалмы? Иоанна стала преследовать мысль, что он согрешает, не исполняя обещание, данное Богородице. Шов на его руке постоянно напоминал ему об этом. Свои сомнения Иоанн изливал в молитве к Царице Небесной. Икону Богоматери, его дар монастырю, поместили в храме на самом видном месте. И теперь, когда он со своим старцем приходил в храм к воскресной или праздничной службе, то старался встать ближе к своей иконе. Перед иконой он горячо молился Владычице о том, чтобы Она дала ему возможность выполнить обеты, данные в ту незабываемую ночь. Но Пресвятая Богородица словно не слышала его. Иоанн, всегда любивший диалектику, и здесь пытался рассуждать логично: предположим, рассуждал он, Богородица допустила испытание его смирения через запрет старца. Но ведь старец наложил свой запрет на всю жизнь, а не на какой-то срок. Нет даже лучика надежды. Впереди ничего нет. И вот эта беспросветность была самым тяжелым испытанием для него. Он хотел смиряться, и он смирялся. Но там, в глубине души, словно в раскаленном горне руда, переплавлялся его поэтический дар с возвышенными мыслями и благоговейными чувствами. Иногда этот вулкан чувств и мыслей невольно прорывался наружу небольшими струйками, как предвестниками будущего мощного извержения. Так однажды, когда он готовился к святому причастию, у него сама собой полилась молитва: «Пред дверьми храма Твоего предстою и лютых помышлений не отступаю…» Старец внимательно слушал, а потом спросил: «Кто написал эту чудную молитву, Иоанн Златоуст или Василий Великий?» Пришлось Иоанну признаться, что он сам ее только что сочинил, не имея к этому специального намерения. Старец на это сильно рассердился: «Ты нарушаешь свои обеты, я же запретил тебе что-нибудь сочинять! Смотри же, чтобы такого больше не повторялось. Даже невольные мысли инок не должен допускать, а должен гнать их от себя как бесовское наваждение». Вот в таких тяжких раздумьях и застал Иоанна пришедший к нему монах Никифор. Иоанн сразу заметил, что у Никифора что-то случилось. Его бледный вид и растерянный блуждающий взгляд сами за себя говорили о его душевном потрясении. — Я пришел к тебе с мольбой и надеждой. Я знаю, только один ты сейчас можешь мне помочь. — Расскажи мне, брат Никифор, что случилось? — с беспокойством спросил Иоанн. — У меня большое горе. Умер мой брат Нафанаил; ты знаешь, Иоанн, что он мне был братом не только по плоти, но и по духу. Когда-то он заменил мне отца и мать, а теперь его нет со мной. Только не успокаивай меня, Иоанн, как это делают другие, говоря, чтобы я не скорбел, как и прочие, не имеющие упования. Я все это знаю не хуже других монахов. Но одно дело знать разумом, а другое потерять близкого тебе человека. Для души разум не всегда может дать утешение. Я не знаю, что мне делать. — Только молитва, брат Никифор, может облегчить твою душу, — стал увещать его Иоанн. — Ты сказал истину, Иоанн. Именно за этим я и шел к тебе. Напиши мне такую умилительную молитву, чтобы я нашел в ней утешение в моем великом горе. — Никифор, как же ты можешь просить меня об этом, если знаешь, какой запрет наложил на меня Диодор? — Может быть, Диодор и достиг своими подвигами какого-либо совершенства, но я не вижу в нем сострадания к ближним. Уж больно суров твой старец. Я не хочу его осуждать, ибо сказано: не судите, да не судимы будете, но горе нам, если наша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев. Умоляю тебя, Иоанне, прояви сострадание к твоему ближнему, и Господь вознаградит тебя. Твой же старец ничего не узнает, он ушел в город и не скоро вернется. — О, брат мой Никифор, неужели ты думаешь, что я буду лукавить пред моим наставником и скрывать от него свои неправедные поступки? Да не будет такого никогда! Твое горе делает простительным твой грех. Иди с миром, я буду скорбеть вместе с тобой о твоем брате, но исполнить твою просьбу не в моей власти. Никифор упал пред Иоанном на колени и взмолился: — Прости мне, брат мой Иоанн; действительно, горе помрачает мой рассудок, потому-то я и пришел к тебе за лекарством. — Прости и ты меня, Никифор, за то, что я не могу тебе помочь ничем. Никифор встал с колен, сокрушенно вздохнув, и побрел, опустив голову. Но потом все же повернулся и с упреком в голосе сказал: — Иоанн, а если б ты был врачом, а какой-нибудь больной страдал от телесного недуга, как я сейчас страдаю от духовного, ты тоже бы ему отказал во врачевании? И как бы ты дал ответ пред Богом за то, что умер человек, которому ты не оказал помощи? — Погоди, брат Никифор, — сказал Иоанн. Никифор остановился, с надеждой посмотрев на Иоанна. Тот стоял в глубокой задумчивости, словно и не замечая Никифора, которого только что сам окликнул. — Иоанн, — робко произнес монах, — ты мне хотел что-то сказать. На Никифора устремился глубокий, словно пронизывающий взгляд скорбных глаз Иоанна. — Я должен помочь тебе, ведь любовь сильнее любых запретов. Принеси мне сейчас чернила и пергамент.
  19. 1 балл
    рассказ инокини Натальи (Каверзневой) Великий грешник
  20. 1 балл
  21. 1 балл
    Самая ужасное, что сей жуткий недуг не проходит даже с возростом. Бороться можно только химическими средствами, но они пагубно влияют на молодой организм. Иногда кажется что лучше пить и курить, тогда можно причащаться. А так только исповедь и епитимья. Но нельзя отчаиваться, и надо терпеть, уповая на милость Творца.
  22. 1 балл
    Рогалики с абрикосовым джемом Чтобы порадовать родных, приготовьте вкусные и хрустящие рогалики к чаю. Тесто для рогаликов готовится без молочных продуктов и яиц, поэтому этот рецепт идеально впишется в постное меню и подойдет для вегетарианцев. Продукты Мука - 1 стакан Масло растительное - 50 мл Вода горячая (кипяток) - 50 мл Джем абрикосовый - 3 ст.л. Разрыхлитель - 0,5 ч.л. Соль - 1 щепотка Сахарная пудра - по желанию Подготовить продукты для рогаликов с джемом. Для начинки можно взять любой густой джем, чем ароматнее, тем лучше. В миске смешать муку, соль и разрыхлитель. Влить четверть стакана растительного масла. Влить четверть стакана кипятка. Замесить тесто. Осторожнее, сначала тесто будет горячее - работайте лопаткой или ложкой. Разделить тесто на 3 шарика (для удобства) и оставить под полотенцем на 15 минут. Каждый шарик раскатать в круг. Нарезать круг на сегменты, у меня 12 сегментов. На широкую часть положить примерно четверть чайной ложки джема. Количество джема зависит от размера рогаликов. Свернуть каждый сегмент в рогалик. Противень застелить пекарской бумагой, выложить рогалики. Выпекать рогалики с джемом в духовке, предварительно разогретой до 180 градусов, 20 минут. Рогалики с абрикосовым джемом готовы. При желании рогалики можно присыпать сахарной пудрой. Приятного чаепития!
  23. 1 балл
    Ну значит в Лавре и Оптиной порочная практика. А то что на Востоке могут из бутылки вина в Чашу подлить или просфорку покрошить, и этим причащать, когда Св. Даров не хватает - это разумеется непорочная практика )) Когда поминаются десятки тысяч имен, тут все равно что-то придется решать. Один священник все не помянет чисто физически. Что же тут делать, вообще не принимать поминовения, или задрать цену так, что большинство народа себе не сможет их позволить? Отцы на форуме диаконов кажется погорячились ) Архимандрита же Киприана Керна вкупе с прочими зарубежными богословами никак не могу рассматривать как мерило всех вещей...
  24. 1 балл
    Да, список огромнейший, но частички вынимают на всех длительных требах. Вы плохо представляете процесс, там не то что батюшка, там их человек десять этим занимается, а бывает и больше )) Кроме того частички вынимают и во время вечерней службы, а погружают их в Чашу уже на Литургии. Это распространенная практика во всех монастырях, в той же Троице-Сергиевой Лавре, по образцу которой делают так и в Оптиной. И еще важный момент, часть синодиков действительно читается в храме, а в алтаре священник в это время вынимает частицы и молится о "всех зде поминаемых", так делалось еще в старые времена, и Старцы Оптинские говорили, что это тоже полноценное проскомидийное поминовение.
×
×
  • Создать...